ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Государь Император 14го сего мая Всемилостивейше соизволил пожаловать следующие ордена:
Св. Станислава 1й степени: орловскому губернатору действительному статскому советнику, Двора Его Величества камергеру Александру Трубникову и начальнику брянского местного арсенала генерал-майору Ивану Сарандинаки.
Св. Станислава 2й степени — помощнику брянского исправника надворному советнику Петру Федорову.
Высочайшим приказом по военному ведомству 14го сего мая, числящийся по полевой пешей артиллерии, председатель хозяйственного комитета брянского местного арсенала подполковник Кушлянский — за отличие по службе произведен в полковники, а подпрапорщики полков: 143го Дорогобужского: Мерцалов, Плотников и Малышкин и 144 го Каширского, Айгустов – в подпоручики.
Высочайшим приказом по военному ведомству 6го сего мая, брянского местного арсенала: капитаны Лукашов, Унке и Шляхтенкопереведены в гвардейскую пешую артиллерию, с зачислением по оной на основании ст. 72й кн. XV св. воен. постановления 1869 года (по редакции объявленной при приказе по военному ведомству 1896го года № 65й), первые двое тем же чином, а последний штабс-капитаном.
Высочайшим приказом по Министерству Юстиции произведены за выслугу лет, исправляющее должность судебных следователей Брянского уезда: первого участка губернский секретарь Терзиев в надворные советники и второго участка титулярный советник Зорич в коллежские асессоры.
Отставной коллежский регистратор Петр Солнцев 10го апреля определен цочтово — телеграфным чиновником VI разряда, низшего оклада, в брянскую контору.
Иеродиаконы брянской Белобережской пустыни Гурий и Виссарион рукоположены во иеромонахи, а монахи той же пустыни Тихон и Гервасий рукоположены во иеродиаконы..
ХРОНИКА
В субботу, 25 го сего мая, в день Рождения Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, в Спасопреображенском соборе отслужено было после литургии в присутствии представителей всех ведомств благодарственное Господу Богу молебствие. Днем город расцветился флагами, а вечером зажжена была иллюминация.
—
Дни Священного Коронования Их императорских Величеств прошли в Брянске с необыкновенною помпезностью, по крайней мере старожилы не запомнят у нас ничего подобного: это было именно народное ликование, вызванное радостными чувствами истинной любви к своему Боговенчанному Монарху.
Еще накануне торжества, с вечера Духова дня город начал украшаться, и можно положительно сказать, что не было ни единого дома, даже самой последней лачуги на Судках, где не развевался бы русский трехцветный национальный флаг, у некоторых же домов их было по нескольку. Особенно красиво были убрано здание думы, дом земства на горе, магазин братьев Комаревых, арсенал, и мн. др. В таком праздничном настроении застало Брянск утро 14го мая. День выдался на славу хорош: яркое солнце, совершенно безоблачное небо и тихий, мягкий воздух. Соборный колокол, призывавший к общей молитве — на этот раз звучал необыкновенно торжественно. Все спешило в храм. Наконец, после литургии получено было известие о совершении в Первопрестольной священного чина, и началось молебствие, после которого на Соборной площади при многочисленном стечении народа войскам сделан был парад, где весьма оригинальную и можно сказать единственную картину представляли собою ополченцы, только что призванные к учебному сбору. В красных кумачных рубахах, а то и в посконной и в лапотках, с крестом на войлочном колпаке или на картузе и с берданкой в руках, эти воины, начавшие обучаться строю и разным артикулам лишь с 9го мая — молодцами прошли во время церемониального марша и на них нельзя было смотреть без удовольствия. Всем парадом командовал воинский начальник полковник Политковский, а принимал парад генерал Сарандинаки.
Вечером город, казалось, оживился еще более. Помимо народного гулянья в сквере с музыкою, по Московской и на горе по Смоленской и Петропавловской устроилось импровизованное катанье: смотрели иллюминации, убранство домов бюстами и портретами Царственной Четы, Виновников торжества, останавливались у аллегорических транспарантов, и проч. Всеобщее внимание привлекал магазин Комаревых, затем очень изящно и с большим вкусом иллюминован был дом общественного собрания, дума, возле которой играл военный оркестр и сожжен был недурной фейерверк, земства на горе весьма хорошо было декорировано и иллюминовано успенское церковно-приходское училище и множество других. Очень красиво вырезывался на темном фоне неба огненный шпиль Воскресенской колокольни и поразительно эффектно была иллюминована колокольня Троицкой церкви, словно камнями-самоцветами сверкавшая сквозь молодую листву своих вязов и лип. Великолепно было убрано здание станции железной дороги, и чем-то положительно сказочным, фантастическим издали казались залитые огнем разноцветных фонарей домики тихой, молчаливой Зарецкой слободы. Словом, это был светлый праздник.
На другой день, как уже известно читателям из думского постановления, из собора состоялся крестный ход на ярмарочную площадь, где всенародно отправлено было благодарственное Господу Богу молебствие, а вечером в Рощинском саду опять было гулянье с музыкою и фейерверком.
Народные гулянья были также и в Привокзальной слободе, в новом сквере, устроенном и распланированном благодаря заботам о сем К. Ф. Тарловского: здесь войскам было предложено угощение, а детям раздавались гостинцы.
В Свенске день священного Коронования равно отпразднован торжественным образом. Из обители был крестный ход в монастырское училище, где о. игуменом Варсонофием соборне с старшею братиею отсужено было благодарственное Господу Богу молебствие, после чего от имени А. Н. Комарева детям розданы были гостинцы в платках, только что выпущенные в Москве к Коронационным дням с разными, соответствующими событию изображениями.
Так прошли в Брянске великие и радостные дни.
С пятницы, 17го мая, город принял свой будничный вид и жизнь вошла в обычную колею.
—
В ознаменование Священного Коронования Их Императорских величеств, учащие и учащиеся в первом брянском приходском училище на общие свои средства приобрели для сего училища икону Христа Спасителя благословляющего детей, причем икона сия в присутствии всех преподавателей и учащихся в здании названного училища 15го мая была освящена о. законоучителем священником В. Леоновым, который после чина освящения иконы, перед благодарственным царским молебном сказал речь следующего содержания:
Благодарение Господу Богу! Священное Коронование Их Императорских Величеств совершилось! С быстротою молнии пронеслась теперь радостная весть по всей Земле Русской, вызвав в душе каждого верноподданного чувство глубокого благодарения Господу Богу за Его неизреченное благоволение к возлюбленному нашему Монарху, а чрез Него и ко всему народу православному. Миллионы людей теперь во всех концах обширного нашего Отечества в чувствах глубокой благодарности к Господу Богу возносят свои горячие молитвы о ниспослании нашему Царю с Царицей многоразличных благодатных даров Духа Святого и о продлении Их драгоценной для всех нас жизни на многие и многие лета.
Вот и мы с вами, дети, в тех же чувствах собрались ныне в здании своего училища вознести свои благодарственные и сердечные молитвы к Царю Царей по случаю того же события, и вместе для нашего участия в освящении пред вами находящейся иконы, сооруженной на общие наши средства в ознаменование столь радостного события. Если кому, дети, то нам с вами в особенности надлежит ныне от всей души радоваться и молиться Богу за своего Царя. Почему же именно? Да потому, дети, что мы с вами весьма во многом обязаны неусыпным о нас царственным заботам. Между всеми многоразличными и многотрудными заботами Царя о верноподданных Своих, весьма видное, если не главное место занимает царское попечение о вас, детях, о вашем нравственном воспитании и научном образовании. Такое царское внимание к вам, дети, не побуждает ли вас в настоящие минуты вспомнить одну из историй евангельского повествования, изображение коей находится пред вашим взором. Вы видите, дети, что на иконе сей находится божественный образ Спасителя нашего Иисуса Христа, Его свв. апостолов и других разных лиц, приведших и принесших своих детей для получения благословения от Господа. Видите, что и Сам Господь наш Иисус Христос выражал к вам свое особенное внимание и благоволение, а по примеру Его и наш Государь, Помазанник Божий. Да будет же изображенная на сей святой иконе благословляющая десница Божия всегдашним вам напоминанием об особенном к вам внимании и благоволении Царя небесного и земного. А мы с вами в виду этого возблагодарим ныне Господа и от всей души помолимся Ему о продлении драгоценной для нас жизни Их Императорских Величеств на многие и многие годы во славу Божию и во благо нашего Отечества. Господи, спаси же Царя и услыши ны, в он же аще день призовем Тя (Пс. XIX, 10). Аминь.
Затем, по окончании благодарственного молебна в возглашении многолетья всему Царствующему Дому, все учащиеся пропели народный гимн под управлением учителя И. И. Преображенского, а в конце всего торжества учителем А. С. Крупецким были розданы ученикам брошюры о священном Короновании русских Царей.
—
В Нижне-Никольской церкви по случаю придельного праздника святителя Алексия митрополита, в понедельник 20го сего мая, отслужено было две литургии, причем за позднею пел соединенный хор, состоявший из своего, соборного и рождественского. Перед этою обедней, после водосвятия, от имени всех прихожан поднесена была икона Спасителя церковному старосте подполковнику В. П. Гамулецкому в память признания его трудов но восстановлению благолепия храма божия. Действительно, все, что сделано до сих пор почтенным Владимиром Петровичем относительно своей церкви — достойно великой похвалы, и его усердие к дому Господню во всем заслуживало бы подражания со стороны всех наших церковных старост.
—
Состояние полей и лугов в Брянском уезде, по официальным данным за апрель, находилось в следующем положении:
В волостях Акулицкой, Овстугской, Лутенской, Княвицкой, Фошнинской, Вороновской, Снопотской, Госамской, Дятьковской, Любохонской, Салынской и Бытошевской — озимые посевы вышли из-под снега без выморозков и без вымочек. Неудовлетворительных всходов оказалось по волостям: Акулицкой 150 дес., Лутенской до 50 дес. и Овстугской до 150 десятин.
Вовсе погибших озимей не оказалось и в общем озими удовлетворительны.
От прочих трех волостей, именно: от Елисеевской, Супоневской и Алешинской хотя еще не получено донесений, но можно сказать, что озими и в этих волостях вышли из-под снега без выморозков и вымочек.
К посеву яровых хлебов приступили только некоторые землевладельцы, крестьяне же к таковым еще не приступали.
Трава на сухих лугах пошла в рост, но еще очень мала, заливные же луга еще под водою.
Истекшая зима была хотя холодная, но вреда озимым посевам не причинила. Снег стаял с полей только к концу марта.
—
Министерством Внутренних Дел утвержден 15го марта текущего года устав общества вспомоществования бедным учащимся низших учебных заведений города Орла, содержимых на счет казны и обществ.
В Брянске было подобное общество, но существование его почему-то прекратилось, по крайней мере с уходом городского головы И. И. Невструева о действиях сего общества ничего не слышно. Жаль. Еще более настояла бы нужда в учреждении такого же общества для нашей женской гимназии, где есть много учениц из небогатых семейств.
—
Брянский казначей, Н. В. Азбукин, недавно подал просьбу об увольнении его от службы. В 1881 году Николай Васильевич праздновал пятидесятилетий юбилей нахождения своего в Министерстве Финансов, где он числится одним из старейших чиновников.
—
Нам сообщают, что трое из учениц школы кройки и шитья, учрежденной у нас М. А. Канатц с успехом выдержали экзамен в орловской ремесленной управе. Это первый шаг в Брянске на пути профессионального образования, и нельзя не пожелать школе дальнейшего развития в будущем.
—
Из числа отбывавших наказание в брянской тюрьме, освобождено по Всемилостивейшему Манифесту 14 человек.
—
По случаю Священного Коронования наша дума, как известно, сделала постановление о сложении со ста беднейших граждан недоимок, накопившихся на них по 1896й год. Это неопределенное постановление желательно бы выяснить на следующем заседании гласных думы: кому именно и на какую сумму сложено недоимок?
—
На днях, как нам сообщают, штабс-капитан Каширского полка Хохловский, страдающий тихим умопомешательством — скрылся из дому.
—
«Lodzer Zeitung» со слов «Смоленского Вестника» рассказывает об ужасах происходящих в Брянске: что арсенал постепенно-де погружается в землю, что два флигеля его уже провалились, остальные же здания арсенала дали трещины, угрожающие опасностью. В городе паника (in der Stadt herrscht Besturzung), многие жители продают свои дома из боязни сделать их жертвою ненасытной бездны.
Вздорное известие «Смоленского Вестника» неудивительно. Несколько странно лишь читать эту перепечатку в газете, могшей осведомиться о положении арсенала из «Брянского Вестника», который исправно посылается в редакцию «Lodzer Zeitung». Но затем, что уже было бы совершенно в порядке вещей — как это досужие корреспонденты не изощрятся в сообщении еще больших нелепостей относительно размыва воронки арсенального артезианского колодца и провала кузницы. При той игре в молчанку, какую ведут у нас некоторые учреждения, считающие почему-то невозможным сообщать о себе что-либо, допуская даже во вред себе превратные толки, могущие невыгодно отразиться на интересах казны — всякое сенсационное известие, подобно вышеприведенному, должно бы получать отпор, основанный на официальных документах. «Lodzer Zeitung» — идет за границу, и но всей вероятности всего более в Германию и Австрию: очень приятно знать, что смоленские утки принесут туда нелепые вести о брянском местном артиллерийском арсенале.
—
В декабре прошлого года или по позднее января текущего, 1896го, я просил управляющего здешней типографией, чтобы он написал в Тулу о высылке в Брянск с наложенным платежом Описание церквей тульской епархии.
Долго не получая ответа, я препроводил 22го февраля, от себя уже, два рубля в редакцию Тульских Епархиальных Ведомостей с просьбой выслать означенную книгу по моему адресу. Скоро после сего, именно 2го марта, пришло в Брянск упомянутое Опиcaниe церквей, но с наложенным платежом. Так как мне нужен был всего один экземпляр, а присылка книги сказанным порядком явно имела целью сбыть ее в двух экземплярах (с наложенным платежом и за посланные деньги), то я и управляющий типографией тотчас же написали о сем в Тулу, причем самая книга была возвращена, и я вторично просил редакцию Епархиальных Ведомостей поспешить высылкой мне Описания.
Так прошло однако до 30го апреля, когда я решился наконец обратиться к тульскому владыке с изложением обстоятельств по выписке книги. На это 10го мая сего года из тульского епархиального училищного совета получена в Брянске посылка за № 788м, заключавшая в себе: «Приходы и церкви тульской епархии».
Вполне сознавая, что быстрой доставкой книги я всецело обязан милостивому вниманию тульского епископа, владыки Гурия, долгом считаю выразить его преосвященству мою искреннюю благодарность*.
П. Тиханов.
* На почтовом штемпеле посылки значится, что она отправлена 8го мая, таким образом, на операцию по пересылке между Тулой и Брянском нужно всего шесть-семь дней.
—
Не так давно в «Новороссийском Телеграфе» говорилось об упадке нравственности в деревне. Автору заметки пришло в голову
просмотреть метрические книги в некоторых селах за истекшее десятилетие, и мы были очень поражены тем обстоятельством, говорит он, как прогрессивно увеличивается с каждым годом в селах количество незаконнорожденных детей, продукт, имевший место прежде только в городах.
Лет десять-пятнадцать тому назад, незаконнорожденный ребенок составлял весьма редкое и даже исключительное явление в деревне, тогда как теперь их приходится насчитывать целыми десятками. И это, так сказать, официально признанные матерями дети, которые по чувству ли материнства, по чувству ли боязни греха — детоубийства, решались признать их существование, а сколько таких, коим не суждено было явиться на свет по нежеланию матери?
Причину этого явления газета видит в упадке чувства страха.
Что хорошего, спрашивает она, вышло из того, что в настоящее время на явное распутство смотрят как на дело самое обыкновенное, и не только незазорное, но чуть ли даже не похвальное: «все, дескать, люди, все человеки». Вникните же получше в эту якобы свободу нравов, и увидите, что это не что иное, как начало нравственного разложения и падения целого общества. Велик и силен был Рим, но несмотря ни на свою силу, ни на могущество — пал, благодаря именно нравственному разложению.
Заканчивается эта статья справедливым пожеланием чтобы институт земских начальников дарованною ему властью постарался получше всматриваться в жизнь крестьян, строго следя за их нравственностью.
Так, повторяем, говорилось недавно в «Новороссийском Телеграфе». А вот что находим в «Орловском Вестнике» от 3го мая текущего года (№ 120й). Елецкий корреспондент названной газеты пишет следующее:
У нас на днях произошла трагикомедия, героем которой явилась крестьянка Соловьевской волости, Куликова. Живя крайне скверно со своим мужем, она несколько раз уходила от него и жила отдельно. В последнее время она убедительно просила мужа выдать ей письменный вид на жительство, но тот не соглашался; тогда ода пустилась на хитрость: она объявила своему супругу, что никуда не поедет и что она остается у него навсегда. В один из воскресных дней крестьянка купила бутылку водки и начала угощать мужа; последний, видя, что жена его переменилась, стала с ним ласкова и внимательна, охотно пил водку до тех пор, пока не свалился под стол. Воспользовавшись этим случаем и наверно зная, что муж ее проспит долго, она связала ему шнуром(?) руки и ноги и затем вывезла из дома разное имущество, которым здесь же расторговалась. Надо сказать, что у Куликовой была родная сестра, проживающая в Воронецкой волости, вдова. Оставив связанного мужа, Марья Куликова отправилась в воронецкое волостное правление и просила выдать ей паспорт; зная, что без разрешения ее мужа не будеть ей выдан вид, она назвалась вдовой Евдокией Меренковой (т.-е. именем своей сестры). Старшина, не подозревая(?) обмана, выдал ей вид, и Кулакова в тот же день укатила в Ростов-на-Дону.
По истине, здесь не знаешь чему или кому удивляться: корреспонденту ли, наивно называющему трагикомедией квалифицированное уголовное преступление, волостному ли старшине, не знающему постоянных обывателей своей волости, или же газете, допускающей подобные корреспондента на свои столбцы без всяких оговорок…
Как курьез, отмечаем еще следующий факт»: в 127м нумере «Орловского Вестника» корреспондент его сообщил из Калуги, что там на днях получено разрешениe на издание частной газеты под названием «Калужский Вестник», что издательницей этого нового ежедневного органа печати состоят жена поручика г-жа Лашманова, а редактором президент местного общества сельского хозяйства князь С. Д. Урусов, что формат «Калужского Вестника» предположен средний, с красивым, четким шрифтом новейшего рисунка, и проч., и проч. А в 128м нумере того же «Орловского Вестника» другой корреспондент сообщает, что жена поручика Лашманова возбудила ходатайство о разрешении ей издавать в Калуге газету под названием «Калужский Вестник»; по слухам, начальник губернии относится-де очень сочувственно к проектируемой газете, и вполне вероятно, что газета будет разрешена».
—
Комитет по сбору пожертвований на обновление орловского Петропавловского собора по примеру прошлых лет в сем году предлагает церковным причтам и старостам, 29го июня, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, произвести по церквам тарелочный сбор пожертвований на обновление кафедрального собора, и собранные деньги, за общим подписом, без замедления представить местным благочинным для препровождения по назначению.