q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

Даниил Осипович Святский (1881-1940)

Бронштэн В. А. Даниил Осипович Святский (1881-1940) / Святский Д. О. Астрономия Древней Руси.- М., 2007. С. 16-24

Бронштэн В. А. Даниил Осипович Святский (1881-1940) / Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. – М., 2007. С. 16-24

Даниил Осипович Святский вошел в историю отечественной астрономии как историк науки, в основном историк астрономии в Древней Руси и в допетровской (а иногда и послепетровской) России. Он был активным деятелем Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), организатором и первым редактором печатного органа общества — журнала «Мироведение». Его с полным правом можно было назвать «душой Общества», только Общества с большой буквы — Русского общества любителей мироведения.

Молодые годы

Даниил Осипович Святский родился 14 сентября 1881 года в городе Севске Орловской губернии в семье священника. Эта профессия была потомственной в их роду: не только отец, но и дед и три прадеда принадлежали к духовному сословию. Празднование в июле 1888 года 900-летия крещения Руси произвело на семилетнего Даню большое впечатление и родители отдали его учиться в духовную семинарию.

Однако священником Даниил не стал, хотя знания по истории религии и ознакомление с Библией пригодились ему потом в его исследованиях по истории астрономии и истолкованию астрономического смысла некоторых религиозных сказаний. Его привлекали естественные науки: астрономия, метеорология, геофизика, фенология.

Но поступить после окончания семинарии (в 1903 году) в Киевский университет Даниил не смог: он уже находился под надзором полиции, считался неблагонадежным. Первая революция в России не оставила молодого Святского безучастным. Он вступает в Елецкую группу РСДРП, занимается революционной деятельностью, выступает на митингах крестьян и железнодорожников, подвергается аресту, его отдают под суд. Обвинение: действия, направленные к ниспровержению существующего строя. На одном из митингов Святский призывал местных рабочих поддержать московское вооруженное восстание. Два года (1906-1907) он отбывает наказание в Орловской крепости. Но вот он снова на свободе. И тут до него доходят сведения об организации Н.А. Морозовым Русского общества любителей миро ведения. 15 февраля 1909 года Святский обращается к Морозову со следующим письмом:

«Глубокоуважаемый Николай Александрович! Вы меня конечно не знаете — но я Вас знаю по Вашим произведениям. Я — скромный провинциальный астроном-любитель и естественник, недавно только выбравшийся в Петербург».

Далее Даниил Осипович просит о встрече с маститым ученым. Встреча состоялась, они даже сфотографировались вместе. Эта встреча положила начало их дружбе и успешной совместной работе, продолжавшейся 21 год — до самого ареста Святского в 1930 году.

Организатор и исследователь

Как известно, Н.А. Морозов был причастен к делу о покушении 1 марта 1881 года на царя Александра II, он входил в исполнительный комитет Народной воли и был приговорен к пожизненному заключению. Отсидев 24 года, он вышел на свободу по амнистии 1905 года. Сидя в одиночной камере Шлиссельбургской крепости, он по тюремным правилам мог получать только религиозную литературу. Н.А. Морозов использовал эту возможность, глубоко изучил Апокалипсис и книги пророков из Библии, стараясь найти в них отражения наблюдений реальных астрономических явлений.

Выйдя на свободу, Н.А. Морозов в 1907 году выпустил свое «Откровение в грозе и буре» — астрономическую трактовку Апокалипсиса, а в 1914 году — книгу «Пророки», посвященную аналогичной трактовке книг пророков, содержащихся в Библии.

Эти исследования увлекли и Д.О. Святского. В 1911 году он выпускает небольшую (58 страниц) брошюру «Страшный суд как астральная аллегория». Это — историко-астрономический экскурс в область христианской иконографии. В этой работе он, в частности, выискивает в Библии и Талмуде сведения о наблюдениях в те далекие времена, когда составлялись эти книги, кометы Галлея. В это же время выходят и другие его работы, посвященные астрономическому истолкованию различных библейских сказаний. Уже в начале следующего, 1912 года он принимает меры к изданию «Известий РОЛМ», завершившиеся успешно. Общество получило свой печатный орган, а любители мироведения нашей страны — научно-популярный журнал (предшественник «Земли и Вселенной»),

В 1913 году в библиотеке журнала «Всходы» печатается научно-фантастический роман Б. Красногорского «По волнам эфира». Даниил Осипович предлагает автору совместно написать продолжение. И вот в 1914 г. выходит роман «Острова эфирного океана» с подзаголовком «Астрономический роман».

Рецензию на этот роман опубликовал в журналах «Природа и люди» и «Свободный журнал» Я.И. Перельман. Он был в те годы тоже активным членом РОЛМ, секретарем редакции журнала «Природа и люди» и помогал Святскому выступать со статьями на астрономические темы в этом журнале.

Еще в Севске Святский занимался этнографией и познакомился по переписке с выдающимся этнографом (в дальнейшем — членом-корреспондентом АН СССР) Д.К. Зелениным (1878-1954). Позднее в Петербурге Д.К. Зеленин представил молодого человека выдающемуся ученому, языковеду и историку древней русской культуры академику Алексею Александровичу Шахматову (1864-1920), который изучал старинные памятники древнего русского языка, впервые обрисовал сложную картину истории русского летописания. А.А. Шахматов предложил Д.О. Святскому проанализировать с астрономической точки зрения русские летописи, а затем постоянно помогал ему в работе. В результате Д.О. Святский написал книгу «Астрономические явления в русских летописях».

Между тем, в 1912 году Н.А. Морозов был снова арестован и осужден на год тюрьмы за публикацию пяти революционных стихотворений. Д.О. Святский предлагает ему свою помощь в доставании литературных источников — ведь Н.А. Морозов в тюрьме писал свой труд «Пророки».

В 1914 году к Д.О. Святскому пришел скромный застенчивый юноша в студенческой тужурке и предложил рассчитать условия видимости на Древней Руси и в допетровской России всех солнечных и лунных затмений. Это был М.А. Вильев. Его предложение было с благодарностью принято. Составленный им «Канон русских затмений», охватывавший период 1060 по 1705 год, был опубликован как приложение к книге Святского. Этим каноном астрономы и историки пользуются и по сей день.

М.А. Вильев помогал Д.О. Святскому и в расчетах условий видимости целого ряда небесных явлений: соединений планет с Луной и друг с другом, условий видимости Меркурия и Венеры, расположения планет на небе и других, в свою очередь Д.О. Святский сообщал М.А.Вильеву о летописных наблюдениях комет, которые тот использовал при вычислении их орбит.

Трудные годы

Прогремела Октябрьская революция. Началась гражданская война. Жизнь в Петрограде была полна трудностей: голод, пайковое снабжение, в зимнее время — холод, так как не хватало дров. Неожиданные аресты. Все это по-разному сказывалось на деятельности РОЛМ.

Первый номер «Известий РОЛМ» за 1918 год сообщал, что графиня С.В. Панина на общем собрании РОЛМ 10 декабря 1917 года по предложению Д.О. Святского избрана почетным членом РОЛМ за ее заслуги в области народного образования, в частности, в организации Народного дома с астрономической обсерваторией. Между тем, в это время С.В. Панина была арестована и должна была предстать перед судом революционного трибунала.

Весьма возможно, что в 1930 году Даниилу Осиповичу поставили в вину и этот факт его биографии.

Чтобы как-то улучшить положение своих сотрудников, Н.А. Морозов вошел в прямой контакт с наркомом просвещения А.В. Луначарским и с начальником Петроградского управления Главнауки М.П. Кристи и оба они оказали деятельную помощь РОЛМ и организованному в те же трудные годы Н.А. Морозовым Научному институту им. П.Ф. Лесгафта. В этом институте (с весьма разнообразной тематикой) было открыто и астрономическое отделение, сотрудниками которого стали Д.О. Святский и М.А. Вильев. По предложению Н.А. Морозова они занялись датировкой египетских гороскопов по расположению планет. Тем самым осуществлялась точная датировка тех гробниц, саркофагов, храмов, на стенах которых были высечены эти гороскопы.

Работать было трудно. Свалился в сыпном тифу В.А.Казицын. Опасались за его жизнь, но он поправился. В середине октября Д.О. Святский сообщает Н.А. Морозову (который жил в то время в своей усадьбе Борок Ярославской губернии): «С отоплением дело дрянь… Теперь взялся Иван Дмитриевич (И.Д. Стрельников. — В.Б.) хлопотать через райлеском, чтобы разрешили нам баржу и право привезти дрова своими силами… Мы зябнем уже, т. к. в комнатах 9 градусов по Реомюру (11 градусов Цельсия. — В.Б.) и ходим в комнатах в пальто или сидим по кухням».

Месяц спустя Д.О. Святский пишет: «Обещанных дров отдел Комиссии по просвещению нам не дал… А тут завернули морозы, дом на Английском и внутренний на Торговой* остудили настолько, что уже трубы стали грозить лопнуть… К тому же и истопник наш умер от истощения… Несмотря на страшный холод и голод (мы ходим, как тени!), в институте кое-как теплится… мобилизуем по воскресеньям всех служащих, живущих здесь, для носки дров в подвалы».

Занимался переноской дров и М.А. Вильев. Простудился, слег с испанкой, осложнившейся воспалением легких, и больше не встал. На следующий день после его кончины, 2 декабря 1919 года, Д.О. Святский извещает об этом Н.А. Морозова в письме, полном тоски. А вот еще строки из его писем:

4 января 1920 года: «Весь декабрь за отсутствием топлива машины нашей типографии стояли».

10 февраля: «В типографии не удается поднять температуру до +8 градусов, иначе машины не могут работать».

25 февраля: «Теперь о пайке ученых. Хотели было его у нас отнять, но А.М. Горький ездил в Москву и выхлопотал у Ленина его сохранение».

Однако уже приближалась весна, а с ней — тепло, конец гражданской войны, начало нэпа. Условия для работы стали понемногу улучшаться.

Плодотворное десятилетие

Десятилетие-1921-1930 гг. — пожалуй, наиболее плодотворное в жизни и деятельности Даниила Осиповича. В 1921 году в Петрограде и в 1928 году в Нижнем Новгороде были проведены съезды любителей мироведения, в которых приняли участие как астрономы-специалисты, так и активные любители астрономии. В то время трудно было разделить эти две категории астрономов. Среди «любителей» были такие фигуры, как Д.О. Святский, ставший первоклассным специалистом по древнерусской и вообще древней и средневековой астрономии, или Б.В. Кукаркин, начавший наблюдать переменные звезды в Нижнем Новгороде, а потом, несмотря на отсутствие высшего образования, ставший профессором и доктором наук.

На съездах любителей мироведения представители РОЛМ, МОЛА и Нижегородского кружка, астрономических кружков Одессы, Самары и других городов обменивались опытом работы, завязывали деловые и научные контакты.

В области чисто научной деятельности Д.О. Святский продолжает идти по тому же направлению. Еще в 1918 году он изучает периодичность солнечной активности в далеком прошлом — опять по летописным источникам (в летописях не раз сообщалось о пятнах на Солнце, видимых невооруженным глазом). Одновременно он рассматривает зависимость числа гроз от пятнообразовательной деятельности Солнца. На эту работу Святского ссылается А.Л.Чижевский (1897-1964) в своем труде «Земное эхо солнечных бурь», написанном в середине 30-х годов и изданном на русском языке (под другим названием) в 1930 г. и на французском языке в 1940 г., а в наше время переизданном в 1973 и 1976 гг. А.Л.Чижевский не раз встречался с Д.О. Святским и Н.А. Морозовым для обсуждения вопросов о влиянии солнечной активности на Землю. В одной из своих работ Даниил Осипович исследовал вековые колебания уровня озер. Затем он проверил гипотезу французского астронома А.Данжона (1890-1967) о зависимости яркости лунных затмений от солнечной активности. Оказалось, что русские летописи не противоречат этой гипотезе. Святский публикует большую статью об астрономии в «Божественной комедии» Данте Алигьери, изучает звездное небо древних вавилонян.

А затем Даниил Осипович снова возвращается к русской астрономии. В поле его зрения попадает и астрономическая книга «Шестокрыл» написанная на Руси в XV веке, и труды астролога XVI века Николая Любчанина, и наблюдения неизвестного любителя астрономии в слободе Лучены на Волге в 1774-1782 гг.

Много работ этого периода Д.О. Святский посвящает сообщениям о наблюдениях комет, болидов и падений метеоритов. Он описывает видимость в России большой кометы 1680 года, наблюдения яркого болида 20(31) июля 1704 года, падение метеоритов в Белозерском крае 29 ноября (9 декабря) 1662 года. Его интересуют и более общие вопросы (например, существование на Земле метеоритных кратеров). Он ищет сходные черты в метеоритных явлениях 1908 года на Тунгуске и XIII века вблизи Великого Устюга, посылает в американский журнал «Popular Astronomy» («Популярная астрономия») статью «Метеорные потоки в русских летописях» (статья вышла в 1930 году).

Все эти годы Даниил Осипович деятельно руководит выпуском журнала «Мироведение». В № 2 за 1930 год, в том самом, где впервые отсутствовала его фамилия как ответственного редактора, напечатана первая часть его работы «Чудесность и естественность в небесных явлениях по представлениям наших предков». Увы, второй части этой статьи не суждено было выйти в свет…

В ссылке

27 марта 1930 года Даниила Осиповича арестовали. Ждать суда пришлось 15 месяцев. Летом 1931 года Д.О. Святский был осужден по делу Русского общества любителей мироведения (к этому времени были арестованы также В.А. Казицын и Н.М. Штауде) к трем годам лишения свободы с зачетом предварительного заключения. Одним из обвинений было (как писала М.Ф. Святская — жена ученого в заявлении на имя М.И. Калинина) что он предложил назвать открытую им звезду … именем Петра Великого. Речь шла о Новой Лисички, вспыхнувшей в июне 1670 года, за два года до рождения Петра Первого, но ко времени его появления на свет ярко заблиставшей снова. С именем Петра ее связал известный ученый XVII века Симеон Полоцкий (1629-1680), составлявший гороскоп царевича, а Д.О. Святский лишь описал этот факт в своей статье.

В 1932 г. Д.О. Святского (ему уже было за 50) направили на строительство Беломорско-Балтийского канала в качестве «каналоармейца», но затем использовали по специальности (климатологом) и в том же году досрочно освободили.

В 1932-1935 гг. Д.О. Святский живет в Ленинграде, работает в Государственном гидрологическом институте. Он пишет статью «Климат и погода района Беломорско-Балтийского водного пути (1932 г.). Затем за два года выполняет большое исследование «Народная космология и астрономия в Древней Руси» (1934 г.). В «Трудах Института истории науки и техники» (вып. 4 за 1935 г.) напечатана его статья о наблюдениях на Руси северных сияний. В издательстве «Время» в 1934 г. выходит второе издание его «Занимательной метеорологии» (первое издание вышло в 1919 году), а спустя год «Молодая гвардия» выпускает третье издание этой книги.

И — снова удар судьбы. В феврале 1935 г. Д.О. Святского с женой в административном порядке высылают в Алма-Ату. С дороги он посылает несколько писем Н.А. Морозову. В Алма-Ате Даниил Осипович работает в системе Гидрометслужбы, его избирают ученым секретарем Научно-методического совета и секретарем Фенологической комиссии, он активно участвует в издании «Трудов Казахстанского управления Гидрометслужбы», в числе других дает заключение о защите Алма-Аты от селевых потоков.

Наступает грозный тридцать седьмой. Д.О. Святского, правда, не отправляют в лагерь, но увольняют с работы «за невозможностью использования». Он пытается бороться, пишет заявления в Главное управление Гидрометслужбы, письма В.М. Молотову, в прокуратуру. А начальство подает на него в суд, требуя выселения без предоставления жилплощади. 31 июля 1938 г. его принимает нарком земледелия Казахской ССР А.Д. Бектасов. Через три дня Д.О. Святского назначают на должность агросельхозметеоролога Актюбинского отделения Гидрометслужбы. Переехав вместе с женой в Актюбинск, он в свободное от работы время пишет большой труд по истории климата СССР с XII века. В журнал «Метеорология и гидрология» он посылает другую свою работу «О потеплении Севера».

Радостно пишет он Н.А. Морозову: «Осталось лишь 9 месяцев до конца нашего остракизма»… «осталось 4 месяца». Но «конца остракизма» (изгнания) Д.О. Святский так и не дождался: 29 января 1940 г. он скоропостижно скончался. Мария Федоровна осталась одна, без средств к существованию. Начальство требовало от нее выезда в район…

Но научная общественность не оставила вдову ученого в беде. Географическое общество СССР пригласило ее в Ленинград (срок высылки к тому времени истек) и позаботилось о сохранении архива Д.О. Святского. Благодаря этому мы и смогли рассказать о его нелегкой жизни и благородном служении науке.

Судьба основного труда

Как уже было сказано, в 1932-1934 гг., находясь в Ленинграде, Д.О. Святский написал свой самый большой труд — «Народная астрономия и космология в Древней Руси» (287 страниц). В мае 1940 г. его жена передала один экземпляр этой рукописи в архив Географического общества СССР, где он находится и поныне.

Но у Даниила Осиповича был еще и второй экземпляр этого труда. В 1938 году он послал его на рецензию академику В.И. Вернадскому, узнав из газет, что Вернадский назначен председателем комиссии по истории науки при АН СССР. А ведь идею этого труда подсказал Святскому именно Вернадский. Это было еще в 1928 году.

В.И. Вернадский сразу же одобрил рукопись, но на всякий случай решил показать ее астроному — академику В.Г. Фесенкову. Исследование Д.О. Святского произвело на В.Г. Фесенкова хорошее впечатление. Тогда оба академика договорились совместно представить труд Святского в Редакционно-издательский совет АН СССР для его издания. Но тут разгорелась Великая отечественная война, а в 1945 году В.И. Вернадский скончался. Рукопись осталась у В.Г. Фесенкова, который использовал ее в своей работе «Очерк истории астрономии в России в XVII и XVIII столетиях», опубликованной в «Трудах института истории естествознания» в 1948 году. Он познакомил с ней также Б.А.Воронцова-Вельяминова, широко использовавшего труды Святского в своей книге «Очерки по истории астрономии в России» (1956).

Между тем, рукопись Д.О.Святского попала к председателю комиссии по истории астрономии П.Г. Куликовскому, который, не имея возможности издать ее отдельной книгой, опубликовал ее в трех последовательных выпусках «Историко-астрономических исследований» (1961, вып. 7; 1962, вып. 8; 1966, вып. 9). Работа Святского, хотя и опубликованная спустя 30 лет после ее создания, стимулировала аналогичные исследования в Эстонии, Армении и в других республиках. С вдовой ученого, М.Ф. Святской, был заключен договор и она получила гонорар за эту публикацию. Тем самым было выполнено обещание, данное ей В.И. Вернадским.

* Английский проспект в советское время назывался проспектом Маклина, Торговая ул. — улицей Печатников. На углу этих улиц и помещался Институт им. Лесгафта.

error: Копирование запрещено!