q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

ХРОНИКА

Крестный ход, совершаемый ежегодно вокруг города 11 го августа с Свенской иконой Богоматери, ныне по случаю воскресенья, хорошей, ясной и солнечной погоды —  был необыкновенно торжественен, как и самая встреча нашей драгоценной святыни. Народу было великое множество, можно сказать весь город, в крестном же ходу принимало участие много крестьян, прибывших в этот день на базар.

В ходу также находилась чудотворная икона святителя Николая, принесенная для поклонения из Клетневской обители.

Вследствие постановки лесов в соборном храме, где устраивается иконостас и происходит окраска внутренних стен, Свенская икона принесена была в Рождественскую церковь, где временно пребывает клетневская икона.

Затем все совершалось как заведено исстари. По окончании обедни, крестный ход направился по Московской чрез арсенал, который посему расцветился флагами. Далее процессия шла по той же улице, чрез Новую Слободу и по Ямской к женскому монастырю, потом около новых кирпичных сараев (где ранее был расположен лагерь Дорогобужского полка), через ров и по Новиковской улице, с каковой направилась к Кладбищенской церкви и спустилась к Белому колодезю, поднялась через Нижний Судок к Красной станции и около бывшей фабрики Новикова повернула на Горячкову улицу мимо городской больницы, и выйдя у Галерного двора на Московскую — возвратилась к Рождеству.

Ход кончился вначале 3го пополудни. В три часа начали звонить на собор к обратному отнесению иконы в Свенск, и около 4х часов процессия опять показалась в сопровождении многотысячной толпы. У госпиталя, после краткой линии, духовенство возвратилось в город, а икону понесли в Свенск, причем избран был путь не на Карачиж и Тимоновку, а полем.

Прежде, по случаю духовного торжества, для монашествующей свенской братии, приходящей с иконою, в думе от города предлагалась трапеза, в которой принимали участие представители разных ведомств и почетные лица города. Ныне по смете городской управы идет известный вклад в монастырь. Во время пребывания иконы в продолжении свенской ярмарки в Брянске в течение октября — квартирное содержание братии также принимается на счет города. Таково усердие жителей к своей святыне. На днях, именно 27 — 28го минувшего июля, для поднятия Свенской иконы Богоматери в Успенскую церковь, от прихожан сего храма и посторонних лиц по подписному листу старосты и благочинного собрано было около полутораста рублей. Вообще с этой стороны брянцев винить нельзя.

Все время в процессии находился городской голова, заступающий его место И. И. Климов и член-казначей городской управы М. Г. Добычин.

По принесении иконы в Свенск и но совершении чинопоследования в Успенском соборе, представители города поднесли о. игумену в его кельях хлеб-соль: обычай исстари заведенный. Затем о. настоятель предложил гостям закуску, к которой приглашено было несколько почетных лиц города.

В кельях о. игумена внимание наше было обращено на несколько предметов весьма интересных. Это во-первых три камня, принесенные монахом Кононом, калужским уроженцем, из двукратного его паломничества в Палестину и на Афон.

На одном небольшом камне овальной формы изображено Богоявление Господне. Живопись очень хорошая, строгановского пошиба. Икона согласна с подлинником. На обороте камня надпись: «Камень из реки Иордана, где Христос крестися». На другом камне представлено Вознесение Господа. Кисть смелая. На обороте: «Камень с горы Елеонской С благоговением следует относиться». На третьем камне написано Преображение Господне. Позади надпись: «Камень с вершины святыя горы Афонския».

Монах Конон проживал в последние годы в Свенской обители и скончался в прошлом году будучи девяноста лет от роду.

Еще замечательный предмет — это икона Божией Матери, написанная неизвестным художником по видению свенского иеромонаха Афанасия. Ученик Паисия Величковского, Афанасий вышел из Нямецкого монастыря и долго подвизался в рославских лесах (в урочище Клетны). Там же, вместе с Афанасием, подвигом отшельника трудились Антоний и Моисей, впоследствии известные старцы в Оптиной пустыни. Пожелав провести остаток дней своих в Свенске, Афанасаий прежде совершил путешествие на Афон. Скончался он в 1846 году. Икона, написанная по его видению — обычно находится в алтаре придела свв. апп. Петра и Павла, что в Успенском соборе Свенска. Мерою она в вышину 5 четвертей, в ширину 1 аршин, и делится надвое. Вверху изображена Богоматерь с Предвечным  Младенцем. Оба они в коронах. Христос благословляет, у Божьей Матери скипетр в деснице. Внизу представлен Усненский храм Свенска, но написан он не с натуры, а по рассказам Афанасия, и потому на существующий, Елизаветинский, непохож.

Иеромонах Афанасий был старец высокой жизни: видение его — несомненно плод настроения благочестивых мыслей, вера в высший покров Царицы Небесной над избранною им обителью.

*

Последний крестный ход, совершаемый 15го августа из городского собора в Свенск — не привлекает такого количества паломников, как в два предшествующие числа, 10 и 11го, и самый день Успения Пресвятыя Богородицы собирает в обитель почти исключительно крестьянский люд на ярмарку, располагающуюся на площади перед монастырскою оградой. Торжок этот носит чисто сельский характер и товар тут только ходовой деревенский. Между прочим привозится много меду: ныне продавали его 4 р. 10 к. пуд.

Никаких, кустарных изделий, сколько-нибудь выдающихся и где видна была бы инициатива улучшить свой быт посредством заработка в часы досуга — на наших ярмарках нет, если же, паче чаяния, встречаются что-либо в сом направлении, то скорее достойно жалости, нежели поощрения или поддержки промысла. Таковы наприм. брянские глиняные куклы и куклы из лоскутков, в обоих случаях произведения достаточно уродливые, или нечто еще в подобном роде.

За последнее время появились у нас туфли, плетенные из кромки, и гильзы для папирос: оба эти предмета, особенно туфли — выполнены превосходно и стоят относительно недорого. К удивлению, это оказывается плоды досуга арестантов, которые начали заниматься кое-чем благодаря стараниям и заботам о сем смотрителя тюремного замка, А. П. Оглоблина.

Харьковское уездное земство, желая улучшить в своем уезде выделку соломенных шляп, распространившуюся там недавно и дающую хороший заработок крестьянам, не так давно, как сообщают газеты — выписало из варшавского ремесленного базара целую коллекцию этих шляп, выделываемых во Вроцлавском уезде, для раздачи их в виде образцов. Известно, что вроцлавские соломенные шляпы отличаются изящною работой.

Пора бы и у нас заняться чем-нибудь и натолкнуть мужика на употребление своего досуга хоть каким-нибудь полезным образом: себе же подспорье.

До последнего времени заводы акционерного общества, известные более под именем губонинских, относительно взимания земских сборов были оценены в 2.490.000 рублей. Ныне, те же заводы по переоценке их, произведенной членом земской управы М. А. Судейкиным и инженер-технологом Л. А. Боровичем, представляют стоимость в 4.807.000 р. Предстоит переоценка заводов Мальцовского акционерного товарищества.

В воскресенье, 11го сего августа, пришла из лагерей часть Дорогобужского полка, затем на днях прибыли остальные, равно возвратился и Каширский полк.

Лечение рака травою чистотелом, только что введенное в медицинскую практику нашим городовым врачом Н. Н. Денисенко — все более и более становится известно, и для пользования от страшной болезни к Николаю Никифоровичу приезжают пациенты из отдаленных местностей империи.

Трое офицеров Каширского полка: А. И. Баранов, М. Ф. Карлов и М. П. Селихов отправились из Орла 4го августа в 8 ч. 30 м. утра в Нижний по Оке в лодках-канотах.

В четверг, 15го сего августа, редакция получила от и их следующее известие:

«Сегодня (писано 12го числа), в 1 ч. 30 м. мы достигли Серпухова, проплыв по Оке 405 верст». В верховьях Оки нас сильно задержали отмели, а в Лихвине задержала буря на двое суток. Этим только и объясняется столь медленное наше движение».

Мы слышали, что к празднику Каширцев 30го августа прибудет из Франции представитель 144го линейного полка.

В Покровских казармах будет расположен один из батальонов Каширского полка, батальон же Невского переводится в Привокзальную слободу.

7го сего августа крестьянин Флор Лапочкин во время косьбы травы в поле за тюремным замком подвергся нападению двоих неизвестных, которые сняли с него сапоги и унесли с собою косу. Один из виновных обнаружен на другой же день и привлечен к ответственности.

Десна в нынешнем году уже третий раз выступает из берегов, и в данную минуту разлив ее совершенно весенний. Купанье все еще продолжается.

В уезде на скоте показалась сибирская язва. По неосторожности, было несколько случаев заболевания людей.

На днях у священника с. Быкович из конюшни чрез подбор ключа уведена лошадь.

Крестьянка с. Фошни будучи посажена под арест при волости, ночью подверглась гнусному нападению на нее волостного старшины. Покушение на такое же преступление совершено было над крестьянкою с. Госамы во время уборки сена. Оба дела переданы судебному следователю.

На днях членами орловской ученой архивной комиссии разослан первый выпуск Трудов ее за 1896й год. В выпуске этом есть несколько материалов, относящихся к истории Брянска, сообщенных Ф. Д. Дмитриевым и заимствованных им из дел архива брянского нижнего земского суда. Все они взяты из 1813 го года, но особенной важности не представляют.

*

Курьезно отношение наших так называемых интеллигентов к этой сокровищнице знания о прошлом, к архивам наших присутственных мест. Сколько приезжает на летние каникулы учащихся разных ведомств: между этой молодежью есть немало студентов университетов и духовных академий, есть воспитанники старших классов гимназий, и проч., и никто, ни один из них не только пальцем не пошевельнул в архивах, но вероятно никогда и не подумал о них. Между тем какую пользу каждый из них мог бы принести, употребив для сего какой-нибудь час-другой на просмотр того или другого фолианта и затем краткого его описания. Наиболее интересное можно бы приводить в извлечении. С течением времени незаметно составился бы действительно такой материал, который много облегчил бы труд будущего исследователя нашей старины, самим же молодым людям это благодарное занятие было бы подготовкой к работам более серьезным.

*

Приводим одно сообщение, занесенное в журнал заседания комиссии  26го февраля.

«Член комиссии Георгиевский сообщил свое исследование, по поручению комиссии, о пожертвованном Н. Г. Тетера жетоне, имеющем с одной стороны изображение иконы Божьей Матери, а на другой портрет какой-то императрицы. По мнению г. Георгиевского, у нас на Руси в царствование Императриц никогда таких жетонов не чеканилось, так как в век Императриц не было событий, которые побуждали бы к выпуску таких жетонов. Жетон этот есть не что иное, как скопческая икона, и изображение на ней Императрицы есть изображение Елизаветы Петровны, которая у скопцов почитается богородицей. По верованию скопцов, Императрица Елизавета Петровна после нескольких лет царствования удалилась в Орловскую губернию, где и скрывалась под именем Акулины Ивановой. К ней явился известный скопческий деятель Кондратий Селиванов, признанный ей за сына. Это верование скопцов подтверждается еще и тем, что среди них весьма распространены Елизаветинские полтинники, которым они молятся как иконам».

За отсутствием пособий, не можем сказать насколько верно мнение г. Георгиевского, которое нуждается в подтверждении и во всяком случае проверки с источником авторитетным.

Священник Самарской губернии, Бугурусланского уезда, с. Исаклов, Павел Кандалинский вошел к своему епархиальному преосвященному с прошением, коим он, в виду устранения во время совершения священной литургии шума, происходящего от массы плачущих детей, приносимых для причащения, и шороха самих матерей, успокаивающий детей, чем много нарушается благоговейное настроение молящихся, а пожалуй и самое богослужение теряет немало в своем чине, присеем же время, которое длится за причащением младенцев, утомляет предстоящих, рассеивает их мысли и побуждает с нетерпением ожидать конца св. причащения, ходатайствовал пред его преосвященством о разрешении ему причащать младенцев, смотря по надобности – по окончании священной литургии.

На прошении этом самарским преосвященным положена такая резолюция:

«Разрешаю и благословляю. Консистории предлагаю учинить распоряжение, чтобы и в прочих сельских церквах епархии причащение младенцев производилось по окончании литургии, ибо причащение их часто продолжается более часа, причем крик и плач детей волею-неволею вынуждает предстоящих выходить из храма до окончания литургии, без благословения св. церкви и без назидания посредством пастырского поучения».

С особенным удовольствием перепечатываем у себя это распоряжения самарского владыки, ибо и у нас, в наших брянских церквах нередко повторяется тоже самое, вообще же богослужение требует весьма многого в смысле восстановления подобающего святыне благоговения.

Позволительно ли христианину и особенно пастырю церкви прибегать к таким новым способам обеспечения своего семейства, как страхование жизни?

На такой вопрос «Церковный Вестник», орган с.-петербургской духовной академии, отвечает так:

Идея страхования жизни возникла еще в прошлом веке, но особенное развитие получила в настоящем, преимущественно за границей, где она уже вошла в сознание народных масс и породила громадные общества, располагающие сотнями миллионов капитала. И это неудивительно, потому что в действительности страхование вообще есть один из самых надежных способов обеспечения от всевозможных случайностей и несчастий, которыми так обильна наша земная жизнь. Теперь никто и у нас не смущается уже мыслью о страховании, наприм., домов и церквей от огня; есть проект введения страхования даже полей от неурожая; и если страхование св. храма от пожара отнюдь непротивно христианской морали, то непротивно ей и страхование жизни, как высшего сокровища на земле, особенно когда это сокровище является единственным источником обеспечения семейства. Когда сгорает дом, то жильцы его остаются без крова, и сознание этой бедственности и побуждает прибегать к страхованию, дающему возможность получить новый кров. По когда умирает отец семейства, то последнее нередко лишается после него не только крова, но и хлеба, так как он был единственным его кормильцем, и с его жизнью для осиротелого семейства исчезает самый источник существования. Посему страхование этого величайшего сокровища и часто единственного источника существования семейства не только позволительно христианину, но даже в известном случае и обязательно, если только представляется какая-нибудь возможность к тому. И раз есть возможность отделять ежегодный взнос в страховое общество, то этим самым не только обеспечивается будущность семейства, но и достигается душевный мир самим отцом семейства, но и достигается душевный мир самим отцом семейства, который раз навсегда избавляется от величайшей душевной туги, заставляющей его постепенно тревожиться за будущность дорогих его сердцу существ. Конечно, жизнь человека в руце божией, как и все существующее на земле. Но это нисколько не противоречит идее страхования. Мало того, само слово божие побуждает нас заботиться об обеспечении своего семейства в виду именно возможной смерти. «Сия глаголет Господь: устрой о дому своем, умираеши бо ты» (Ис. XXXVIII, 1).  Страхование жизни, по нашему мнению, есть один из лучших способов «устроения дома» в виду возможности смерти, и нам известны в жизни духовенства случаи, как осиротелые семейства избавлялись от крайней нищеты и бедственности, благодаря только тому, что отцам их приходила счастливая мысль застраховать свою жизнь.

 

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

(очерки, воспоминания, и проч.)

 

По поводу столетия со дня рождения Императора Николая Павловича, военный историк Н. К. Шильдер поместил в «Русском Инвалиде» следующие строки:

25го июня 1896 года исполнилось сто лет со дня рождения Императора Николая I, этого незабвенного представителя правды и чести. Тридцать лет он олицетворял собою на русском престоле самодержавие, законность и порядок.

Для русской армии царствование Его особенно памятно по той непрерывной заботливости, с которою Государь относился к ней с первых же дней своего царствования: искренняя любовь к русскому солдату и к доблестям его не покидала царственного труженика до самого смертного одра.

С какими чувствами относился Императора, Николай Павлович к армии, лучше всего выразилось в словах, сказанных однажды Государем в красносельском лагере:

— Здесь, говорил Император, я чувствую себя счастливым; здесь – порядок, установленная строгость, нет ни фраз, ни лжи. Здесь служба, беспрекословное исполнение долга. Всю жизнь человеческую я считаю ничем иным, как службой в этом смысле. Если бы каждый на свете добросовестно нес ту службу, какая ему выпала на долю, всюду были бы порядок и благополучие. Вот идет на смену караул: до обеда уже немного осталось, но еще не пришел час, и они идут голодные, и останутся на часах, пока их не сменят. И никто не жалуется. Служба! Так и я буду нести свою службу до самой своей смерти.

Мысли, высказанные здесь Государем, можно еще дополнить словами одного из деятелей его царствования, пользовавшегося его дружбой и полным доверием.

Описывая гвардейские маневры 1836го года, граф А. X. Бенкендорф пишет:

«Государь был неутомим: целый день на коне под дождем, вечером — у бивачного огня в беседе с молодыми людьми своей свиты, или в рядах войск, окружавших его маленькую палатку; он большую часть ночи проводил за государственными делами, которых течение нисколько не замедлялось от этого развлечения Государя со своими войсками, составлявшего, по собственному его сознанию, «единственное и истинное для него наслаждение».

Глубокозамечательны слова посмертного завещания Императора Николая I, обращенные к Цесаревичу Александру Николаевичу:

— Я уверен, что сын мой, Император Александр Николаевич, будет всегда почтительный, нежный сын, каким всегда умел быть с нами; долг этот еще священнее с тех пор, когда мать его одна. В его любви и нежной привязанности, также и всех детей и внучат, она должна обрести утешение в своем одиночестве. В обхождении с братьями своими сын мой должен уметь соединять снисходительность к их молодости с необходимою твердостью, как отец семейства, и никогда не терпеть ни семейных ссор, ни чего-либо, могущего быть вредным пользе службы, тем паче Государству; а в подобных случаях, от чего Боже нас сохрани, помнить наистрожайше, что Он — Государь, а прочие члены семейства — подданные.

КАЛЕНДАРЬ-МЕСЯЦЕСЛОВ

БРЯНСКИЙ БАЗАР

АВГУСТ

18 Нед. 14я. Мч. Флора и Лавра, Иллариона, Дионисия
Праздник в Ямской церкви.
19 Мч. Андрея стратилата, Тимфея, Агапия, Феклы.
Праздник в Воскресенской церкви.
20 Прр. Самуила. Мч. Севира и Мемнона.
21 Ап. Фаддея. Мц. Вассы. Пр. Корнилия и Аврааиия.
22 Свм. Афанасия. Мч. Харисима и Неофита.
23 Пр. Евтихия, Флорентия. Пр. Калинника.
24 Пр. Георгия, Арсения. Пер. мощ. Петра митр. Московского.

За прошлую неделю базары были не особенно оживлены, так как все отвлекла Успенская ярмарка при монастыре. Скота посему было в пригоне до 70 голов, но продан не весь. Сена вовсе не было. Овес новый был впервые, и только два воза, продали 56 к. пуд, овес плох. Яйца от 1.10 — 1.30 к. сотня. Появилась брусника: 2 ½ — 3 к. фунт. Орех был, но мало: 3 — 4 к. ф. — Вода, поднимавшаяся выше уровня на 2 арш. 3 вершка, —с полудня пятницы пошла на убыль. Погода весьма жаркая, на солнце до 40° R.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Слова и речи священника брянской Успенской церкви Владимира Попова
Нужна квартира в две-три комнаты с кухнею в местности близ Смоленской церкви в Брянске
Мужской портной Владислав Антонович Морачевский, прибывший из Варшавы
Магазин аптекарских товаров В. М. Мацкевича: получены фотографические принадлежности
Зубоврачебный кабинет П. М. Канатца
Фотография Г. К. Бабянского
error: Копирование запрещено!