Высочайшим приказом канцелярский чиновник канцелярии брянского уездного предводителя дворянства Панютин — произведён в губернские секретари со старшинством с 17го августа 1893 года.
—
Высочайшим приказом подпрапорщики 144-го Каширского полка: Баронин, Сперанский и Степанов — произведены в подпоручики, последние двое со старшинством с 1го сентября 1895 года, причём Сперанский с переводом в 101-й пехотный Пермский полк.
ХРОНИКА
В понедельник, 1го сего января, по случаю Нового года в Спасо-Преображенском соборе после поздней литургии отправлено было Господу Богу молебствие в присутствии представителей всех ведомств, парада же войскам, по причине холодного времени — не было.
—
Нам приходится констатировать явление почти небывалое в периодической литературе. Вследствие многочисленных обстоятельств, которые обыкновенно принято обходить молчанием и о которых узнают лишь со временем — мы решили за благо приостановить издание Брянского Вестника. Между тем, едва слух о сем проник в общество, как со стороны многих обращены к нам самые сочувственные заявления с просьбой не оставлять выпуска газеты. Но так как одних желаний этих слишком мало для существования Вестника, то прежде чем продолжать его издание — открывается подписка на получение газеты в текущем году, и тогда, смотря по тому, как отзовутся на это, станет ясно видно — действительно ли брянское современное общество доросло до сознания иметь свою газету, свой орган, откуда оно почерпало бы сведения о местной текущей жизни, или же газета в уездном городе непригодна, как мозолящая всем глаза, как язва, которую надо во что бы то ни стало уничтожить.
Судя по тому приему, какой встретила наша газета в первое время своего появления — нельзя было ожидать, чтобы предстоявший ей путь был легкий, но то что пришлось потом испытать на самом деле — не поддается описанию, и, как уже выше сказано, лучше обойти молчанием это обстоятельство. Можем заявить лишь об одном: такое грубое невежество, такую некультурность и такой обскурантизм решительно во всем — нам редко где приходилось видеть, да и вряд ли кто увидит, когда нечто подобное в другом месте. Говорим конечно о массе. Светлых явлений было мало, и все они наперечет.
Не так давно мы коснулись состояния нашего общества (см. n° 51), и поскольку доходили к нам отзывы и мнения людей благомыслящих — в сказанном все видели горькую правду. Печально, однако, добавим к сему, что общество живет без идеалов и находится словно в заколдованном кругу, боясь выйти из той спячки, что обуяла провинцию, которая все еще живет чисто животной жизнью. Никакого стремления шевельнуть мозгом, везде и во всем самая пошлая рутина, и вследствие того падение всего, что так или иначе не подходит в рамки грубого материализма.
Чтобы хоть сколько-нибудь пробудить общество от летаргии, по мысли небольшого кружка любителей археологии сделано было предложение заняться разработкой местной старины, и вот из тридцати четырех тысяч жителей откликнулось 17 человек! На этом остановилось дело, и никакого дальнейшего движения его не предвидится.
На днях некто серьезно высказал, что «из этого ничего не выйдет» (разумеется при этом образование исторического общества).
По всей вероятности так оно и будет.
Правда, мнение это выражено некоторым специалистом-педагогом, называющим лермонтовскую Тамару Атамарой (он, этот специалист, слышал что так называют героиню поэмы, сам же, по его собственному признанию, до сих пор Демона не читал). В данном случае однако подобным специалистам и книги в руки.
Младенец-несмыслюта мил в своей наивности; придурковатый отрок – производит уже неприятное впечатление; юноша-дурак — тяжелое бремя для общества. Но невежда-взрослый человек, но человек-жвачное животное, человек-скотина, ничего знать не желающий о том городе, где он пасется — это такое безотрадное явление, которое может вызывать к себе лишь глубокое, даже глубочайшее презрение.
Два слова о редакции Брянского Вестника.
До сих пор, в течение двух лет, она состояла из одного лица, пишущего эти строки. Одно время появился было некоторый сотрудник, но скоро он продал свое перо за чечевичную похлебку, или пожалуй и того дешевле, причем совершилась удивительная метаморфоза: «многоуважаемый» редактор Вестника вдруг подвергся опале, и страшно вымолвить — даже обвинен в безграмотстве. Так по крайней мере можно судить по заметке брянского корреспондента Орловского Вестника: по их грамматике (Орловского Вестника и Ко) следует-де писать наречие «кчему» раздельно: к чему. Следовательно: за чем при чем, от чего, по чему… еtс., так, что-ли? Благодарим за поправку, хотя воспользоваться ею отнюдь не желаем.
Попробуем в свою очередь показать настоящие перлы убогой орловской газетки. Не будем говорить о таких вещах, что анфилада комнат, освещенных a giorno, представляла «очень оживленное зрелище», или наприм. о «падежности скота», и проч. т. п.; вот как приведено начало пьес, данных в Орле в одном из духовных концертов: «Ныне отпущаеше», «Покаяние отверзи ми двери», «Днесь спасете мира»; известный же композитор Бортнянский назван Бартянским. Еще лучшее знание показал Орловский Вестник в иностранных языках. Так он пишет: «djelthmen» вм.: gentleman. Выходит, что желая хвастнуть или блеснуть чем-то перед своими читателями — не потрудились даже грамотно скопировать несколько букв.
И такие-то джентльмены хотят задавать тон, давать другим наставления, причем брянский djelthmen, что называется, из кожи лез, желая отличиться, и в своем усердии доходил до клеветы на то почтенное сословие, из которого сам происходит.
Заносим о сем в хронику, дабы показать при каких условиях нам приходится издавать газету: ни от кого никакой помощи или какой бы то ни было поддержки; напротив, сделано весьма многое чтобы убить местный листок. Можно чем угодно заниматься, каким угодно промыслом, включительно до мошенничества, до обкрадывания казны, и все примут такого дельца с почетом, беда лишь быть публицистом: это занятие считается здесь самым позорным, и посвятивший свои силы на служение родине печатным словом — самый ужасный человек.
Предпринимая издание Вестника, мы вовсе не рассчитывали на большое число читателей, потому и теперь, лишь уступая просьбе лиц нам сочувствующих, открываем подписку: нужна газета — с Богом в дальнейший путь, не нужен Вестник — что же, и без него прожили почти восемьсот лет.
—
Срочные заседания уездного съезда по судебному и административному присутствиям в 1896м году назначены: в марте месяце 13го числа по административному присутствию, а с 14го числа открываются судебные заседания; в декабре месяце 17го числа — административное присутствие, а с 18го — судебные; в остальные же месяцы заседания открываются с 21го числа каждого месяца, причём в первый день бывает заседание административного присутствия, а с 22го числа начинаются судебные заседания. Если день открытия съезда будет приходиться в праздничный день, то заседание переносится на следующий присутственный за ним день.
—
Встреча Нового года как в общественном (городском) клубе, так и в офицерском прошла чрезвычайно оживленно и при многочисленном собрании. Ровно в 12 часов ночи там и здесь первая здравица была поднята за Державного Хозяина и Вождя Земли Русской, причём тост покрыт был единодушным ура, а музыка играла народный гимн. В этот же вечер в бригадном собрании г-же Скупио поднесён прекрасный букет из живых цветов, перевязанный широкой белой лентой, на которой золотом оттиснуто: «Глубокоуважаемой Клавдии Васильевне Скупио общество офицеров Каширского полка. 1го января 1896го года».
—
Арсенальный артезианский колодезь, несмотря на засыпку его щебнем, продолжает бурлить, и кирпич садится все ниже и ниже.
—
В ряду балов, данных за последнее время, следует отметить вечер-елку у А. М. Баженова. 30го декабря, собравший положительно все общество: здесь можно было встретить генералов Коробку и Сарандинаки, множество членов высшего круга с их семействами и самых лучших наших танцоров. Вальс и кадрили-monstre чередовались с мазуркой и котильоном, танцы продолжались еще долго после ужина, поданного в 3 часа, и разъезд от радушных и гостеприимных хозяев начался лишь около рассвета.
Очень интересна была елка в женском приходском училище: высокая и прекрасно убранная, она была весьма эффектна. Вечер открылся народным гимном. К крайнему сожалению исполнен он был небольшим хором, и то по нотам, между тем гимн этот должны петь все учащиеся, и конечно наизусть. Мелодия его так проста и так легко дается, что запомнить ее легко с двух-трех спевок. Затем исполнено было несколько песенок, причем все они вследствие медленности взятых темпов носили церковный характер. Танцевали девочки одни и со взрослыми кавалерами, тогда как приглашение подростков из технического и городского училища было бы лучше. Вечер кончился обильной раздачей детям сластей, предложенных В. И. Сафоновым, причем особо участвовало своим вкладом и вольно-пожарное общество. На елке присутствовал городской голова и заступающий его место, инспектор городского училища, командир Каширского полка и некоторые почетные лица города.
В субботу, 6го января, была елка в женской гимназии.
Предполагалась елка в супоневском училище, но по мысли попечительницы школы, В. Н. Лукашевой, супруги председателя земской управы, деньги ассигнованные на вечер — решено употребить на покупку волшебного фонаря. Такому решению нельзя не сочувствовать, ибо вместо одной пустой гулянки, школа в будущем может устроить несколько вечеров, на которых время пройдет гораздо полезнее.
—
Старшие сержанты 144го французского пехотного полка на днях прислали из Бордо своим товарищам фельдфебелям – Каширцам следующее поздравление по случаю нового года: «Fraternelle poignée de mains á l’occasion du nouvel an aux camarades du regiment russe n° 144».
—
Не так давно петербургскими щелкоперами был поднять вопрос: можно ли актеру креститься на сцене во время игры? Не доверяясь своим силам, репортеры сделали нечто в роде suffrage restreinte, причем ответ получился конечно отрицательный.
На днях, по поводу двух любительских спектаклей, к нам также обратились с вопросом: прилично ли было дочерям православных священников принимать участие в этих представлениях?
Можем ответить на это, что такое участие противно каноническим постановлениям, ибо в правиле 18м Карфагенского собора положительно сказано: «Детям священников не представляти мирских позорищ». Вторая половина сего положения: «и не зрети оных» —уступила влиянию и духу времени, но достоинство пастыря, самое его положение в обществе должно бы подсказать ему о преподании некоторых правил членам своей семьи: соблюдение сих правил тем более необходимо, что нарушение их в городе небольшом ведет к говору стоустой молвы, влечет нежелательные нарекания и производить соблазн.
—
В воскресенье, 31го декабря, в 8 ч. утра, скоропостижно умерла брянская мещанка Анна Шишкина, 65 лет от роду.
—
25го декабря в 9 часов вечера при радицкой стеклянной фабрике сгорел шалаш и в нем сторож, крестьянин Дмитрий Семин 57 лет.
—
Накануне Рождества мещанин Моисей Лосев, проживающей близ с. Мужинова, заявил приставу 3го стана, что у него в ночь на 2е ноября из запертого сарая похищено следующее: 25 пудов жмак, 15 п. говядины, 8 п. пшеничной муки, 250 штук сельдей, 4 п. просоленной рыбы, 4 п. баранок, 4 ½ п. ржи, 25 ф. свечей сальных, 20 ф. пеньки, 10 индеек, и кроме того лошадь, находившаяся в запертой конюшне. — По своей необычайности, кража эта невольно обращает на себя внимание.
ФАМИЛЬНЫЙ СКЛАДЕНЬ
В Петровском монастыре, совершается ли служение в древнем соборе или в Ильинской церкви — за правым крылосом неизменно находится старый складень в серебряном окладе. Размером он: в вышину 12 вершков, в ширину в раскрытом виде 13 вершков.
Посередине складня находится икона Казанской Божией Матери в ризе богато украшенной жемчугом и цветными стразами, под образом в киоте (который не выносится из старого собора) тропарь сему явлению иконы, весь сделанный из страз.
На левой створе складня следующие изображения (перечисляем их сверху вниз):
- Введение во храм Пресвятой Богородицы.
- Недреманное Око, с такой надписью чеканом по ризе: «Недремание. ока. Господа нашего Исуса Христа. Не сплю — но храню». Над ложем, на коем возлежит Господь — радуга, у которой слева солнце (день), справа луна со звездами (ночь). У Господа в левой руке хартия, на коей читаем: «Не сплю, но храню Израиля, закон». Десная рука Господа у персей. В изголовьи у Него стоит Приснодева, в ногах ангел с орудиями крестных страданий.
- Изображение святых, как значится но надписи: Прор. Садофа, Прокопия, Лавра, Герасима и Аверкия.
- Святые: Параскева, Варвара, Екатерина, Максим и Василий.
На правой створе помещено:
- Благовещение Божией Матери. Пресвятая стоит возле храма (или быть может у колодца: по чекану трудно догадаться что хотел тут изобразить делавший оклад, а ризу мы не решались тревожить). К Приснодеве летит небесный вестник. В правом верхнем углу Господь возседит на облаках.
- Ангел-хранитель. Икона представляет комнату, в коей на первом плане некто изображен лежащим. В изголовьи у него сидит ангел, другой ангел стоит в ногах. На втором плане, созади лежащего, помещен на стене деисус в размере менее погрудного, а под сей иконой в дверях надпись:. «Храни человеки Твоим крестом». — Вся же икона носит сверху такое изречение: «Ангел Господень, хранитель: храни всякаго человека во дни и в ноци спящаго от лукаваго диавола».
- Святые: Алексей, Сергей, Флор, Никита, Феодосий.
- Святые: Дария, Мария египетская, Иулиания, Евдокия и Пелагея.
На гребне складня изображение Похвалы Богородицы.
Некогда складень принадлежал монахиням Петровского монастыря, родным сестрам Елене и Елизавете Соколовым. Образом этим отец их Иван Николаевич благословил при поступлении в сию обитель в самом начале преобразования ее из мужской в женскую, что было в 1836 году, а Соколовыми икона принесена в дар монастырю.
По стилю, живопись складня относится к типу письма суздальского, притом невысокого достоинства, и от времени она несколько потемнела. Риза для своего времени сделана весьма хорошо, обличая руку мастера, хотя и не из особенно выдающихся. В складне сем помимо его старины, останавливает параллелизм двух вторых икон: Недреманного Ока и Ангела хранителя. Обе они олицетворяют одну и ту же мысль: напоминание о молитве к Богу — чтобы всегда сохранил Он человека на всех путях его жизни.
Образ Ангела с своею надписью понятен, и о нем мы скажем ниже. Сугубо аллегорически представлено Недреманное Око. Основная мысль здесь выражена глубже. К иллюстрации на тексте: «Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля… Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Пс. СХХ, 4, 6), прибавлена еще радуга, символ примирения Бога с человеком, прощения грешного мира. Все это вместе взятое, напоминая о прошлых судьбах человечества, денно и нощно свидетельствует о бренности земного. Но Господь не до конца прогневался на человека. После жертвоприношения Ноя, Он «размыслив» сказал праотцу: «не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих. Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут». Вслед засим Бог благословил Ноя и сыновей его. В знамение же прощения и завета с людьми Господь положил дугу свою: «и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею… и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть».
«Не сплю, но храню» — повторенное два раза (в надписи и на Хартии, держимой возлежащим Господа) — есть собственно парафраза вышеприведенного стиха из СХХ псалма.
Таким образом, рассматриваемая икона выражая напоминание человеку о всегдашней его греховности [прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его.., во гресех роди мя мати моя (Пс. L,)], и проч., говорит вместе о прощении Господом законопреступного человека (прообразовательно и об Искупителе вземшем грех мира), здесь же выражается надежда на благость Божию и вера в Промысл (се не воздремлет, ниже уснет… «Не сплю, но храню»).
Рядом с Недреманным Оком — Ангел-хранитель, к которому человек ежедневно обращается с молитвою — чтобы не дал он места лукавому демону обладать насильством смертного телесе и сохранил от всякого искушения противного: «и молися за мя ко Господу — так заканчивается обращение к ходатаю пред Богом — да утвердить мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости».
Два величайших ветхозаветных события — Введение во храм Приснодевы и Благовещение — также прообразовательно говорят о надежде искупления Спасителем рода человеческого от греха, проклятья и смерти.
Помещение в складне избранных святых видимо указывает, что рассматриваемая икона составляла семейную святыню, и почти вне сомнения образ исполнен по желанию женщины, благочестивая мысль которой выражена здесь так ярко и с таким глубоким пониманием священного текста. В более конкретном смысле, складень представляет превосходный комментарий к предначинательному богородичну Канона Ангелу-хранителю («Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую», и проч.), и тут он в полной гармонии с тропарем явлению иконы Богоматери именуемой Казанския, от первых слов сего молитвенного обращения, как к «Заступнице усердной», и кончая последним упованием:… «Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим».
По субботам на заутрени по 6й песни перед складнем сим отправляется акафист Казанской Богоматери, для чего икона полагается на аналой посреди храма, и вся служба совершается благолепно.