С разрешения главного управления Российского общества Красного Креста, в правлении брянского местного комитета Красного Креста открыт прием пожертвований на устройство памятника Великому Государю Александру III. Пожертвования принимаются председательницею комитета М. И. Баженовой, товарищем председательницы А. А. Кушлянским и казначеем комитета Г. А. Ивановым.
Председательница комитета М. Баженова.
Казначей комитета Г. Иванов.
—
Исправляющий должность судебного пристава по городу Брянску коллежский регистратор Николай Панютин утвержден председателем орловского окружного суда в означенной должности с 20го октября.
—
Сверхштатный псаломщик церкви села Хотылева, Брянского уезда, Петр Соколин перемещен на таковую же штатную должность к церкви села Горожанки, Трубчевского уезда.
ХРОНИКА
В понедельник, 7го сего ноября, в день погребения в Бозе почившего незабвенного и вечной славной памяти достойного Великого Государя Всероссийского Императора Александра III, в брянском Спасо-Преображенском соборе в присутствии городских и военных властей и чинов разных ведомств отслужена была соборне городским духовенством торжественная панихида. Такая же панихида была отслужена во вторник, 8го сего ноября, в двадцатый день по кончине Государя Императора Александра Александровича.
—
Одно из больных мест не только каждого провинциального города, а центров наиболее выдающихся, не исключая и столиц — это нищенство: разумеем, конечно, профессиональных нищих, сделавших из попрошайничества выгодный промысел. По воскресеньям и в другие дни целые вереницы их стоят у нас на церковных папертях с протянутого рукою, причем нередко раздается площадная ругань, если кто-либо из них вздумает подвуручничать. И среди этих просящих Христа ради добро были бы только немощные, хилые и старые: нет, тут же рядом со стариком стоит субъект полный сил и здоровья, тут же рядом и дети-подростки. Чему последние научаются в этом избранном обществе и какие они видят перед собою примеры не только ежедневно, а можно сказать ежеминутно — полагаем известно каждому: цинизм и разврат старших уже и теперь, в эти юные годы отражается на их натуре, это кадр, пока слабый, но совершенно готовый, каждый член которого никогда не задумается стать в ряды отъявленных преступников. Не довольствуясь папертью, ватаги нищих в субботу ходят по некоторым домам, где каждого оделяют по полукопейке или копейке. В такое утро нищий набегает от трех до пяти копеек. Ничего не имея против частной благотворительности, возвышающей душу человека, позволим себе лишь спросить господ, раздающих копеечную милостыню: достигает ли цели их подаяние, и вместо пользы — не приносится ли этим скорее двойной вред? Нищий никогда не сбережет поданной копейки до целого рубля, на который он мог бы сделать себе что-либо, по крайней мере употребить его на что-нибудь полезное, и всю собранную мелочь непременно несет в кабак, оставаясь и пребывая все в том же рубище, в тех же смрадных лохмотьях, и питаясь впроголодь коркой хлеба, луковицей, тухлой печенкой, вонючим рубцом или ароматической таранкой: ржавый студень (живая соль) — это уж такое лакомство, какое позволяет себе разве нищий-аристократ, не желающий потерять из памяти значения орудия, называемого ложкой. Сегодня так, точно также и завтра и послезавтра, всю неделю так идут дни, похожие один на другой, так проходят месяцы, годы, вся жизнь нищего-побирухи проходит вполпьяна и впроголодь. Но этого ли желают благотворители?
В Слове чудовского инока Евфимия: «О милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни», памятнике XVII века, только что изданном Императорским обществом любителей древней письменности, одно место весьма определенно и категорически высказывается но сему поводу: «Вижду, говорит Евфимий: — просителя здрава суща, ее велми состаревшася, ниже недужна, но еще могуща каковое дело имети: почто же имам греха его общник быти и леность его множити, и питати его хлебом нищих достойных милостыни? Да не яст таковый, яко глаголет апостол: егда делати не хощет —глад к делу принудить такового. Стыдно и зрети, колики гуляки скитающиеся умножишася, человеки обиждающии. Множество праздных тунеядцов и здравы, и жен младых с детми, паче же девиц но стогнам бродящих уже в таковое безчинство, паче же злодейство приидоша, яко чуждые детищи наимают, ради милостыни лестию взятая: в нощи блудством дают вину, во дни же на празднствах время иждивают, людем же в ненависти и огорчении дни препровождают, инии же и в церковь не позрят: таинств святых не приемлют, и тако душею зело погибают»…*
При таком взгляде на нищенство, естественно встретить более разумную заботу о неимущих. Мы и видим, что в древних актах при описании церквей нередко упоминаются нищие (неимущие), которые жили в кельях при церкви (богадельнях) и питались от церкви божией. О нищих заботилась церковь, при церквах были братства, попечительства. Следовало бы и нам подумать об учреждении таких церковных братств, иначе — о регулировании призрения бедных, о благотворительности общественной, а пока что — не мешало бы обратить внимание на эту язву и принять радикальные меры к ее уменьшению, что при содействии города кажется сделать нетрудно. Очень бы желательно на первое время хоть куда-нибудь пристроить всем известную слепую, мать двоих несчастных мальчиков, служащую иногда предметом праздной потехи базарных кацапов, приютить ее и дать хоть какое-нибудь образование ее подросткам — казалось бы долг общества, притом не особенно трудный для выполнения. Карачижский Андрюша, корчащий дурачка ради собирания копеечек — тоже требует обратить на него внимание: здоровый и совершенно способный к труду, он был бы гораздо полезнее у себя дома, чем ему шляться в Брянске, причем этот quasi-юродивый нередко своими возгласами пугает прохожих.
На днях в Сестрорецке постное благотворительное общество рассматривало ходатайство рабочих тамошнего оружейного завода о желании их пожертвовать весь заработок за один день на какое-либо благое дело в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III или же обратить ту же сумму на венок для возложения на гроб почившего Государя. Собрание, находя первое предложение более соответственным, решало устроить в Сестрорецке «Дом трудолюбия» для временно остающихся без работы и богадельню на десять престарелых.
У нас уже сделан почин в этом роде предположением устройства дома призрения для детей и престарелых граждан Брянска. Но какое благодеяние оказало бы общество увеличением сказанного дома одним отделом, назвав оный «домом трудолюбия в память Александра III» и предназначив его собственно для призрения пребывающих временно без работы. Сразу бы тогда сказалась правда, определился бы контингент и престарелых, и способных к добыванию средств к жизни, но действительно беспомощных, и тех позорных тунеядцев, о коих говорит чудовский инок Евфимий в своем знаменитом трактате о милостыне. И не одна благодарная молитва вместе со слезою долетела бы к Небу об упокоении чистой души блаженной памяти Государя Александра Александровича, Царя-Миротворца и Поборника правды.
* Памятники 1894: CI, стр. 52—53.
ПРОИСШЕСТВИЯ В БРЯНСКОМ УЕЗДЕ:
— В ночь на 5е октября в деревне Ивановичи Бытошевской волости у крестьянина Семена Мишина с подножного корма неизвестно кем похищена лошадь, стоящая 35 рублей.
— В ночь на 8е октября в селе Любохне со двора при бумажной фабрике акционерного общества Мальцовских заводов неизвестно кем похищена часть чугунной водосточной трубы весом около 4 пудов, стоящая 26 рублей. Похищенное найдено разбитым на несколько кусков.
— 8го октября в селе Дятьковк из магазина московского акционерного общества Мальцовских заводов похищено 35 фунтов коровьего мяса, стоящего 8 рубля 15 копеек. Виновные разысканы.
— 13 октября при следовании из Брянска в с. Дятьково вечернего пассажирского поезда мальцовской железной дороги, из вагона поезда у крестьянина Новосельской волости Мещовского уезда Романа Слепого совершена кража сундука с разным платьем и вещами на 70 рублей. Виновные разысканы.
— 14 октября в деревне Чернятичи Дятьковской волости у крестьянина Ивана Медведкова от сильной топки сгорела рига с навесом и хлебом, чем причинено ему убытку на 300 рублей, кроме того, в той же риге сгорел хлеб крестьян Медведкова и Гришина, на 120 рублей.
— В ночь на 16е октября в селе Городище у крестьянина Филиппа Емельянова из запертого сарая уведено три лошади стоящие до 200 рублей. По произведенным розыскам, лошади найдены в деревне Бобылевой Брянского уезда, причем задержаны и конокрады, которые кроме того подозреваются в убийстве крестьянки Благодетелевой.
— В ночь на 17 октября на Рельсовом заводе в подвальном этаже прокатной мастерской, где топятся печи, найден умершим не работавший на заводе крестьянин Толмачовой слободы Роман Вдовкин. При вскрытии трупа оказалось, что Вдовкин умер от угара.
— 17го октября в 9 часов вечера в имении Марии Шрамек при д. Воронове, арендуемом вороновским волостным старшиною Бочаровым вследствие неизвестной причины произошел пожар, от коего сгорела скирда ржаного в снопах хлеба в количестве 115 копен. Убытку причинено пожаром на 350 р.
— 18го октября днем сын крестьянина села Городища Павел Емельянов 15 лет при насыпке песку в горе близ самого села задавлен обрушившимся с горы обвалом.
— В ночь на 20е октября замерз крестьянин села Овстуга Никита Ситников 40 лет, ехавший из Брянска.
— 24го октября в селе Ивоте Дятьковской волости у крестьянина Рогнединской волости Осипа Соколова из запертого сундука совершена кража 27 рублей. Виновный и деньги при розыске найдены.
— 27го октября на четвертой версте по шоссейной дороге от Брянска к Глинищеву найден замерзшим неизвестный человек.
—
Милостивый Государь, г. Редактор.
В издаваемом вами «Брянском Вестнике» не откажите, пожалуйста, поместить нижеследующие строки.
В прошлом году с разрешения епархиального начальства начата была ремонтировка монастырского соборного храма, давшего опасную трещину, вследствие чего и отправление богослужений в нем временно было прекращено. В настоящее время работы по ремонтировке храма, происходившие под руководством архитектора Н. А. Лебедева, окончены, и богослужение в нем снова стало совершаться. Обязанные названной ремонтировкой главным образом благотворителям, я и сестры вверенного мне монастыря считаем своим священным долгом выразить искреннюю благодарность всем благодетелям, внесшим свои лепты на такое святое дело, и молиться о здравии их.
С совершенным почтением к вам Настоятельница брянского Петропавловского женского монастыря.
4го ноября 1894.
—
Во вторник, 8го сего ноября, праздновался Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. Интересен высокий взгляд на сего архангела в понятиях и представлениях народных, где имя его почти всегда соединяется со сказаниями эсхатологическими. Таков, между прочим, и нижепомещенный духовный стих об архистратиге. В известном апокрифе о двенадцати пятницах архангелу Михаилу посвящается десятая, чрез соблюдение поста, в которой обещается человеку избавление «при пути-дороге от постыжныя смерти» {берем апокриф в брянской редакции по нашей рукописи), иначе говоря, апокриф поддерживает христианскую идею о кончине человека: безболезненной, тихой и мирной. Печатаемая псалка подобно прежней, об Алексее, записана от слепого старца Карпа Антонова Перфильева.