ХРОНИКА
Молнией пролетел по городу печальный слух о кончине Государя, и уже с утра пятницы 21го сего октября на улицах заметно было не совсем обычное движение. Скоро затем раздался благовест с соборной колокольни, протяжный звон. Все спешили в храм, и здесь тревожная и с трепетом ожидавшаяся весть — подтвердилась. Трудно передать то впечатление, когда чрез растворившиеся царские врата медленно стал выходить из алтаря сонм священнослужителей и с амвона во всеуслышание народа сообщено было, наконец, официальное, что «Государь Император Александр III в два часа пятнадцать минут пополудни сего 20го октября тихо в Бозе почил»… Как ни подготовлялась к этому мысль, тем не менее тяжело было мириться с совершившимся, ибо каждый при чтении известий о Царственном Больном все еще гнал от себя страх и не терял надежды, что суровый и тяжкий недуг, быть может, уступит мощной натуре и крепкому организму Страдальца. Но судьбы Божьи неисповедимы… Искренне и горяча была затем молитва присутствовавших и слезы, те тихие, непритворные слезы, что идут прямо от сердца, без рыданий — оросили не одно лицо, когда все коленопреклоненные, духовенство и мир, слились воедино и обратились к Царю Царствующих — да упокоит Он со святыми душу новопреставленного раба Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. «Ты еже сееши не оживет аще не умрет», и в памяти народа вечно будет жить Царь-Миротворец, еще более Царь правды, величавый нравственный облик Коего сказался с первых же дней вступления Его на Престол. «Посвящая Себя великому Нашему служению, говорил Он в историческом манифесте 29го апреля 1881 года — Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей Землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, в доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды»…
Вечная, вечная намять в нас будет жить о Тебе, Благочестивейший Государь Император Александр Александрович, Поборник правды.
—
После панихиды принесена была присяга на верность подданства воцарившемуся Императору Николаю Александровичу и законному Его Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Георгию Александровичу.
—
На время панихиды торговля была прекращена, все магазины и лавки были закрыты и в центральной части города на многих домах выставлены были траурные флаги.
Но случаю Восшествия на Прародительский Престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича, в воскресенье 23го сего октября во всех церквах отправлено было Господу Богу молебствие.
—
В воскресенье, 23го сего октября, после поздней литургии и молебствия в Спасо-Преображенском соборе о здравии и долгоденствии вступившего на Престол Государя Императора Николая Александровича, городской голова В. И. Сафонов пригласил гласных городской думы в залу заседаний, где и заявил им, что жители Брянска просили его повергнуть к стопам Его Императорского Величества свои верноподданнические чувства. Выслушав составленный городским головою всеподаннейший адрес, собрание гласных постановило единогласно: уполномочить В. И. Сафонова подписать таковой и отправить по телеграфу чрез начальника губернии.
—
Орел.— Его превосходительству начальнику губернии.
Жители города Брянска покорнейше просят нас повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича нижеследующую телеграмму:
Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь!
Мы, жители города Брянска, одного из древнейших городов России, той великой России, сила и слава которой зиждятся на любви и преданности сынов ее к своему Монарху, ныне коленопреклоненно оплакиваем потерю обожаемого Монарха, и молим Господа Сил – да пошлет он Тебе, Государь, на многие лета здравия и крепость вести нашу матушку Poссию по той же славной дороге, как вел её Твой Великий Отец. Знай, Государь, что в Твоей необъятной России мы, горсть Твоих верноподданных, не отстанем от других, и по одному Твоему слову сумеем также славно умереть за Царя и Родину, как умирали наши предки.
Вашего Императорского Величества верноподданные, жители города Брянска.
Городской голова Сафонов.
—
Во всех правительственных и общественных учреждениях города, равно в отдельных частях, также как и в учебных заведениях отслужены были панихиды по в Бозе почившем Государе Императоре и молебствие по случаю Восшествия на Прародительский Престол Его Величества Николая Александровича.
—
В пятницу 28 сего октября, в девятый день по кончине Государя Императора Александра Александровича, во всех церквах города совершена была заупокойная литургия и панихида.
—
После небольших морозов (утром однажды реомюр доказывать – 7°), в воскресенье погода изменилась и была оттепель при одном градусе тепла. Снег осел, а местами растаял. По улицам ходить стало невозможно. При отсутствии тротуаров нет даже сколько-нибудь сносных дорожек, если же таковые и протаптываются, то не посыпаются ни песком, ни золою. А положение в эту пору населения нагорной части, начиная от Лубянок, поистине достойно сожаления: рекомендуем членам нашего городского самоуправления хоть раз взглянуть на те муки, какие испытывают ходящие на реку за водой. До настоящего времени ничего не сделано, чтобы как-нибудь улучшить эту часть, и неизвестно будет ли когда-либо обращено на это внимание. Или, быть может, обитатели Петровской и Завальской улиц не стоят этого?
Изолированность Зарецкой слободы сказалась как нельзя более теперь, когда снесло оба живых моста: переправа через реку вследствие густого сала и крыг по Десне стала почти невозможна и во всяком случае в темное время не совсем безопасна. Особенно тягостно отражается это на бедном арсенальном рабочем.
—
В последнее время в городе появились тревожные слухи о целой шайке разбойников, свободно будто бы разгуливающей по уезду, где она безнаказанно совершает-де разные преступления. Народная фантазия определила даже число участников шайки, что их одиннадцать человек, и проч., и проч. В сущности, как всегда, впрочем, бывает в подобных случаях, в рассказах этих оказывается лишь доля истины. Действительно, с некоторого времени в уезде показалось трое беглых из Сибири. При пособии старого своего знакомства между крестьянами, они, как нам сообщают, совершили кражу нескольких лошадей в Городище; этим же троим можно приписать насильственную смерть крестьянки Благодетелевой, о чем известие было уже помещено в №39м нашей газеты (стр. 3096). Последний случай, в самом деле ужасный, вызывает вдвойне сожаление, ибо убийство, совершенное с ограблением жертвы, произведено над бедною матерью, шедшей домой после свидания с мужем буквально с грошами купить что-либо для своей дочери-невесты. Энергическими мерами исправника и уездной полиции все трое преступников пойманы и переданы в руки судебной власти.
—
Представление знаменитой хиромантистки фрейлейн Марии (она же и куплетист «Броуер») и известной балетной соло-танцовщицы (в некотором роде прима-балерины) Антуанеты, тоже девицы (она же и «девица Мотильда», подвизавшаяся у итальянца Федорини Росси, давшего несколько спектаклей на открытой сцене во время народного гулянья в саду вольно-пожарного общества), представление этих «девиц», отложенное с воскресенья 16го на четверг, 20го октября — не состоялось, а теперь вряд ли когда и состоится. По всей вероятности «распорядительница фрейлейн Mapия», если она еще в Брянске, пожинает лавры на другом поприще, как хиромантистка, хотя непонятно как могло быть дозволено ей и это казалось бы невинное занятие. Один из видов легкой наживы, предусмотренных нашим законодательством (выманивание денег чрез сообщение ложных известий), хиромант, гадание, ворожба, предсказывание будущего), и т. п., тем именно опасны и вредны, что рассчитаны на темную массу, люд полуграмотный, продолжающий еще верить в домовых, колдуний, разные наговоры, заклинания, и проч. Дело власти, таким образом, относиться несколько скептически к подобным артистам и не дозволять им морочить публику. В «Брянском Вестнике» (№3й, стр. 19) уже был приведен случай аналогичного дела, разбиравшегося у городского судьи второго участка, причем обвинявшийся был подвергнут тюремному заключению. В прекрасной книге Louis Puibaraud: Les malfaiteurs de profession (Париж, 1893), сочинении весьма интересном и богатом фактическими данными, одна глава: «Les charlatans» посвящена именно таким проходимцам. И странная вещь: несмотря на видимый, внешний лоск, каким представляется нам человек западной культуры, находятся и там лица слепо верющие в гаданье наприм. кофейной гущей: «Смейтесь, коли хотите, а я все таки верю ей (ворожее), и схожу к ней еще раз», так обыкновенно отвечают насладившиеся болтовней какой-нибудь пифии (ср. Пюибаро, стр. 249). Хорошо по крайней мере хоть то, что там все эти художники прячутся от глаз полиции и не получают ее санкции на открытые сеансы.
—
Репетиции оркестра любителей вольно-пожарного общества отлагаются впредь до особого извещения.
—
«Орловские Епархиальные Ведомости» продолжают печатание «Путевых заметок при обозрении епархии преосвященным Мисаилом». Заметки эти чрезвычайно интересны и как материал весьма важны для будущего историка нашего края.
Не менее интересно там исследование г. Пясецкого: «Преосвященный Тихон, первый епископ севский и брянский, викарий московской епархии, и его время. 1764-1768». Обозревая обители севской епархии, автор останавливается на брянском Спасо-Поликарповом монастыре и приводит о нем несколько любопытных данных из писцовых книг. Тут же мы встретили ссылку на «Брянский Вестник», что-де смерть Поликарпа «неверно отнесена здесь к 1720—21 году « (стр. 1274). По справке оказалось, однако, что в четвертом нумере «Брянского Вестника» (стр. 30б) кончина сего угодника приурочивается ходом событий к 1620 (21) году. Далее перечень настоятелей Спасо-Поликарпова монастыря приведен у нас из Списка Строева, пока единственного источника пользующаяся авторите-том, хотя Снисок этот и требует тщательной его проверки. За установление Сильвестра но одному из свенских синодиков (стр. 1275) конечно нельзя не быть благодарным, можно надеяться что со временем найдутся и еще какие-либо факты, могущие пролить свет на забытое прошлое Брянска.
Несколько странной нам показалась ссылка автора на нашу газету, в одном случае названную даже «Орловским Вестником» (стр. 1275), и притом с обличением якобы в неверном сообщении сведений. Статьи о преподобном Поликарпе и князе Олеге, помещенные в «Брянском Вестнике» — легкая переделка тех случайных набросков, что вышли в минувшем году и были вызваны одним сочинением, напечатанным в «Орловских Епархиальных Ведомостях». Автору, серьезно смотрящему на свой труд, следовало бы посему сослаться на наши материалы для русской апологии, а не на галету, такое периодическое издание, где ошибки всегда извинительны, хотя теперь и этого не оказалось. В упомянутых материалах наших автор, кстати, нашел бы верный список храмозданной летописи церкви во имя Рождества Богоматери, построенной Борятинскими при Спасо-Поликарповом монастыре.
Приводим этот памятник как он напечатан