q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

Попов В. И. Памяти Павла Никитича Тиханова как церковного археолога

Попов В. И. Памяти Павла Никитича Тиханова как церковного археолога // Орловские епархиальные ведомости, 1905. №8.

30-го минувшего января в больнице Брянского ресльсопрокатного завода скончался на 67 году уроженец города Брянска Павел Никитич Тиханов. Всегда строгий к себе и скромный в жизни, о и дни свои окончил при самой простой обстановке. А между тем мы побуждаемся о почившем сказать несколько слов. Всю свою жизнь П.Н. посвятил печати и русской, особенно церковной, археологии. Долгое время он занимал скромное положение в редакции «Правительственного вестника» и в то же время с полной любовью отдался археологии, участвуя в обществе любителей древней письменности. Мы имеем несколько выпусков ученых трудов этого общества, где П.Н. поместил следующие памятники древней письменности. В IX вып. 1881 г. он напечатал труд епископа Дамаскина (Семенова-Руднева 1737-1795 г.) под заглавием «Библиотека Российская или сведение о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших». В предисловии к этому памятнику г. Тиханов сообщает очень интересные сведения о знаменитом авторе-архипастыре, а также и о самом памятнике. В XII вып. За тот же год П.Н. поместил «Каталог Российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского Собора», с предисловием, где сообщаются тоже очень интересные сведения относительно означенной знаменитой библиотеке. В XV вып. того же года он печатает два памятника из своего собственного собрания рукописей под заглавием «Инструкция дворецкому Ивану Немчинову и регула об лошадях как содержать чтобы в добром здоровьи были». В 1884 году напечатан еще новый памятник «Краткое описание о народе остяцком ижи в пределех полнощных царства сиберского обретается с некоторыми того же государства особнейщих ведением а наипаче о жатии, обычнях и пребывании сего остяцкаго народа, тожде их преждном злочестии кумирослужения, о обращении в православную благочестивую христьянскую веру еже Господу споспешпствующу тщанием сиятельнейшего князя Матфея Петровича Гагарына, губернатора царства себерскаго, проповедию же труднолюбнаго благочестия проповедника и учителя преосвященного архиерея Федора схимонаха событься в время правяща престолом метрополии себерской великого I пана преосвященного архиерея Иоанна Максимовича». П. Н. вместе с Л. Майковым разделял труд по печатанию сего памятника и составил к нему указатель. В 1896 г. тоже общество издало «Терновский календарь 1275 г. по списку Франца Миклошича в сообщении П.Н. Тиханова», (Материалы для греко-славянской агиологии). В 1894 г. П. Н. поселился в г. Брянске, где прожил около 4-х лет. Этот период времени для Брянска должен быть всегда знаменательным, потому что в Брянске с 1894 года появился свой печатный орган «Брянский Вестник». Извещая об издании газеты, П. Н. не упустил случая и здесь о своей любви к церковной археологии. «Каждый, говорится в объявлении, кому приходилось въезжать в Брянск со стороны ли станции железной дороги, или по шоссе из-за Черного моста, наверное, помнит, какое впечатление производил на него город, живописно раскинутый по горам. За Бабаевой рощей есть один пункт, откуда Брянск замечательно хорош: древний Покров (некогда крепостная церковь), Верхний Никола (место былого веча в столице Брянского княжества), Воскресенье (бывший девичий монас­тырь), Троица-Валы, Спас на гробах владык (главный храм Брянской кафедры) и Петровский монастырь (с мощами св. благоверного кня­зя Олега) составляют чудную группу, и многие тогда сравнивают Брянск с Киевом»… Означенное извещение заканчивается подлинными автографами Орловских владык: Смарагда, Макария и Симеона. Брянская газета просуществовала три года. В ней помимо обыкновенного газетного материала, в отделе старины, сообщено не мало сведений по общей и местной археологии. В 1895 г. П. Н. поднял вопрос об учреждении в г. Брянске историко-археологического общества. Им составлен был проект устава и намечена широкая программа, по которой каждому из членов общества представлялась возможность дать посильную лепту на дело разработки местной старины сообщением ли каких преданий, легенд, бытовых рассказов или же просто хотя бы указанием на какой-либо памятник, почему-нибудь заслуживающий общественного внимания. Было одно собрание этого кружка любителей старины, где П. Н. много говорил о пользе учреждения у нас исторического общества для разработки местной старины. Тут же был прочитан печатный проект устава сего общества и составлен был акт, коим свидетельствовалось, что подписавшиеся «вполне сочувствуют основанию исторического общества в Брянске». К глубокому прискорбию открытие общества не состоялось. В 1896 г. П. Н. издает очень любопытную книгу под заглавием «Старые календари Протоиерея Георгия Петрова, Неизвестного, — Брянского купца Преженцова». В бытовом отношении особенно интересны первые два календаря, где на прокладных листах делались разные отметки для памяти в виде дневника. Дневник о. Георгия обнимает собой 1772 г., начало 1773 г. и 1775 г. Несмотря на свою краткость и отрывочность дневник этот – одна из интересных страниц, как превосходная иллюстрация быта нашего духовенства. В дневнике Неизвестного записи почти исключительно касаются Двора. Начинаются они 1772 и кончаются 1796 гг.

Не желая оставлять задуманного относительно устройства местного церковного археологического общества П. Н. в 1896 г. начал издание имеющихся у него древних памятников письменности. С этой целью он сделал I печатный выпуск под названием «Старина». Кроме этого, П.Н. составил и напечатал краткие брошюры о Брянских угодниках Поликарпе и кн. Олеге, исторические очерки Брянского Петропавловского монастыря и Николаевского Клетневского архиерейского подворья, а также архивные материалы для биографии Пушкина и Гнедича. Словом, в краткой заметке трудно перечислить, что сделано покойным П. Н. на пользу русской и церковной археологии. Но и указанное достаточно свидетельствует, что он был ревностным тружеником. Да упокоит его Господь.

П.

error: Копирование запрещено!