q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

Производственное объединение «БАЗ» начало поставку различным отраслям народного хозяйства (по прямым договорам с предприятиями) внедорожных автомобилей высокой проходимости. Это машины семейства БАЗ—69501, выполненные по оригинальной компоновочной схеме с рядом нетрадиционных для нашего автомобилестроения решений. Прежде всего это относится к силовой установке и трансмиссии.

У автомобиля БАЗ—69501 два дизеля КамАЗ, причем каждый приводит через свою коробку передач, раздаточную коробку, бортовые и колесные редукторы четыре ведущих колеса одного борта. Отсюда и название компоновочной схемы такой трансмиссии — бортовая. Между ведущими колесами левого и правого бортов никакой механической связи нет, а следовательно, и нет необходимости в межколесных дифференциалах и устройствах для их блокировки. Таким образом в принципе исключается возможность «паралича», скажем, левых ведущих колес из-за пробуксовки правых и наоборот. Результат — существенное улучшение проходимости. Такая схема, примененная в годы второй мировой войны на английских амфибиях «Террапин» и затем развитая В. А. Грачевым на ряде советских машин высокой проходимости, и легла в основу трансмиссии БАЗ— 69501.

От каждой раздаточной коробки продольными валами, проходящими вдоль борта автомобиля, крутящий момент передается через редукторы к колесам. Привод на них постоянный, причем в раздаточную коробку встроен так называемый межтележечный дифференциал. Он допускает перекатывание первого и второго колеса (то есть передней тележки) через неровности грунта с количеством оборотов несколько отличающимся, чем у третьего и четвертого колеса (задней тележки). Этим снимаются ненужные дополнительные нагрузки на довольно длинные продольные валы трансмиссии.

Для повышения проходимости машины семейства «69501» не только имеют привод на все восемь колес. Они оснащены системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На каменистом грунте водитель может установить более высокое давление, на песке или снегу — пониженное. Широкопрофильные односкатные шины размером 1300X530—533 обеспечивают низкую удельную нагрузку на грунт, что также способствует повышению проходимости. В этой связи отметим более чем полуметровый дорожный просвет, независимую торсионную подвеску всех восьми колес (ход —220 мм) и широкий диапазон изменения тяговых усилий (пять ступеней в коробках передач и две в раздаточных коробках).

Из других технических особенностей БАЗ—69501 представляют также интерес синхронизированный привод управления подачей топлива для двух двигателей, переключением передач в двух коробках передач. Управляемыми являются две передние пары колес, а в рулевой привод введен гидроусилитель. Привод барабанных колодочных тормозов сделан раздельным и в него встроен пневмоусилитель. Введен пневмоусилитель и в привод управления сцеплением. Так что водитель для управления этой машиной не должен прилагать какие- то сверхусилия.

Сделанная из стеклопластика кабина имеет теплоизоляцию и оборудована отопителем, системой вентиляции, а также электрообогревом лобовых стекол. Существенно улучшает условия работы водителя подрессоренное регулируемое сиденье — немаловажная особенность для машины, работающей в условиях пересеченной местности.

В семейство автомобилей БАЗ—69501 входят три модификации. Это шасси «69501» для монтажа различного специализированного оборудования: бурового, кранового, для доставки труб.

Модификация «69501П» образуется установкой на это шасси бортовой универсальной цельнометаллической платформы. Другая разновидность — «69501 ПТ» имеет укороченную базу, бортовую грузовую платформу, а также сцепное устройство, выводы привода тормозов и системы электропитания, что позволяет буксировать прицепы.

Как оценить возможности наших автомобилей? Ниже приведены их важнейшие параметры. Сравните их с теми машинами, которые находятся в эксплуатации и которые БАЗ—69501 мог бы заменить, и сделайте собственные выводы. Заинтересованные организации и автотранспортные предприятия могут обратиться непосредственно на завод (241038, Брянск, ул. Литейная, БАЗ, телефоны: 596-355 или 789-65).

В. ТРУСОВ, главный конструктор БАЗа

Семейство автомобилей БАЗ—69501

Общие данные: колесная формула — 8×8; грузоподъемность — 14 000 кг

(12000 кг для БАЗ—69501П. 10500 кг для БАЗ—69501 ПТ); полная масса буксируемого прицепа — 15000 кг (только для БАЗ—69501ПТ); масса в снаряженном состоянии — 17500 кг для БАЗ- 69501, 19500 кг для БАЗ—6950111, 19000 кг для БАЗ—69501 ПТ; количество мест в кабине — 4; наибольшая скорость — 70 км/ч; минимально устойчивая скорость движения — 2—4 км/ч; максимальный преодолеваемый подъем ‘ — не менее 30°; наибольшая ширина преодолеваемого рва — 1,5 м; глубина брода — 1,3 м; контрольный расход топлива при 40 км/ч — 56,1 л/100 км (для БАЗ—69501ПТ с прицепом — 73 л/100 км); запас топлива — 600 л; ресурс до первого капитального ремонта — 60 000 км.

Размеры: длина — 11040 мм (для

БАЗ—69501 ПТ — 9675 мм); ширина — 3127 мм; высота — 2970 мм; база

передней и задней тележек — 1500 мм; база по первой и четвертой паре колес — 6800 мм (для БАЗ—69501 ПТ — 5435 мм); дорожный просвет — 560 мм; наружный диаметр шин — 1300 мм; радиус поворота (внешний габаритный) — 16 000 мм.

Силовая установка: двигатели — КамАЗ—740; суммарная мощность — 420 л. с./308 кВт при 2600 об/мин.

Трансмиссия: схема — бортовая; коробки передач — КамАЗ—14, количество ступеней — 5, раздаточные коробки — двухступенчатые с принудительно блокируемым дифференциалом.

За рулем. – 1990. — №7. С. 9