q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

История Севска и окрестных мест

Крашенинников В. В. История Севска и окрестных мест. Т. 1. – Брянск, 2011. С. 3-4, 545 – 548.

Крашенинников В. В. История Севска и окрестных мест. Т. 1. – Брянск, 2011. С. 3-4, 545 – 548.

Об истории старинного русского города Севска, известного раньше как важный центр административной, военной, экономической и духовной жизни для большой округи, а сейчас утратившего прежнее значение и переживающего не лучшие времена, написано не так уж мало.

Первые публикации по этой теме появились ещё в дореволюционные годы. Начиная с 1884 г., в «Трудах Орловской ученой архивной комиссии» неоднократно печатались документы, статьи и заметки, связанные с Севском и селениями Севского уезда. Значительные по объёму статьи, посвящённые Севску и Севскому уезду, появились в энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона. В 1906-1908 гг. были изданы две солидные книги историков-краеведов Г.М. Пясецкого и Д.О. Святского, посвящённые Севску и Комарицкой волости.

Книга преподавателя Орловской духовной семинарии Гавриила Михайловича Пясецкого (1838-1900) «Исторические очерки города Севска и его уезда», опубликованная посмертно, была для своего времени серьёзной монографией, основанной в значительной степени на выявленных автором архивных материалах. Поскольку позже часть этих документов оказалась утраченной, публикации Г.М. Пясецкого в ряде случаев приобрели характер первоисточников.

Если Г.М. Пясецкий был уроженцем Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, а затем более тридцати лет вплоть до кончины прожил в губернском городе Орле, и для него изучение истории Севска и его уезда было лишь частью изучения истории Орловской епархии, её городов и селений, то для Даниила Осиповича Святского (1881-1940) Севск был родным городом.

Будучи творчески активным и разносторонне одарённым человеком, Д.О. Святский серьёзно интересовался местной историей, результатом чего стала книга «Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости». В ней проявились и «левые» общественно-политические взгляды автора, обращавшего особое внимание на события coциального характера, и его интерес к народному быту, легенда преданиям. Хотя книга молодого исследователя (Д.О. Свяскому к моменту её издания было лишь 27 лет) кое в чём уступала более основательному по документальной базе труду Г.М. Пясецкого, в целом обе эти работы по истории Севска были и остаются наиболее обстоятельными и авторитетными. Сведения из них не раз использовались позднейшими авторами, но не всегда корректно. В результате отдельные предположения Г.М. Пясецкого и Д.О. Святского превращались в бездоказательные утверждения, что породило немало исторических неточностей, бытующих до настоящего времени.

Названные книги являлись для любознательных читателей не единственными источниками информации об истории Севска и его округи. К началу XX в. были изданы многие летописи, сборники актовых материалов, книги справочно-статистического характера и другая документальная литература, где встречались сведения о г. Севске и окрестных селениях Немало интересного содержалось в «путешественных записках» и мемуарах таких авторов, как Павел Алеппский, И. Лукьянов, В.Ф. Зуев, Г.И. Добрынин, И.М. Долгоруков и т.д. Некоторые дополнительные известия об истории своего края сев-ские читатели могли найти также в обобщающих трудах С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова и других известных исследователей, в военно-исторической и историко-церковной литературе, в публикациях «Орловских губернских ведомостей» и «Орловских епархиальных ведомостей».

Словом, все интересовавшиеся историей Севска (в первую очередь, севская интеллигенция) имели в предреволюционные годы возможность достаточно объективно представлять себе основные этапы истории развития древнего города. В меньшей мере это относится к селениям Севского уезда.

*

Среди активных участников революционных событий был и упомянутый в самом начале книги Даниил Осипович (Иосифович) Святский (1881-1940). Он родился в семье Иосифа Михайловича Святского, бывшего священником, а затем протоиереем Успенского собора. С 1891 г. Даниил учился в Севском духовном училище, проявляя уже в эти годы интерес к литературному и научному творчеству. В 1897 г. поступил в Орловскую духовную семинарию, где стал постоянным посетителем библиотеки, особенно интересуясь историей и астрономией. Тогда же в газете «Орловский вестник» начали печататься его заметки на астрономические темы. В 1901 г. Д. Святскому удалось обнаружить неизвестную ранее звезду в созвездии Персея, о чём он сообщил в Пулковскую обсерваторию и известному французскому астроному К. Фламмариону, опубликовавшему заметку об этом открытии. Юный астроном был принят во Французское астрономическое общество.

Интересуясь общественной жизнью, Д. Святский приобщился к нелегальной литературе и был замечен в её распространении среди семинаристов, за что его в 1902 г. выслали в Севск под надзор полиции. Вынужденное пребывание в Севске дало новый толчок ещё одному его научному увлечению – изучению местной растительности. Закончив в 1903 г. Орловскую семинарию, Даниил хотел продолжить обучение в Киевском университете, но из-за сниженной оценки по поведению в аттестате об окончании семинарии попытка успеха не имела.

Вернувшись в Севск, Д. Святский устроился работать наблюдателем земской метеорологической станции. Одновременно он подготовил свою первую краеведческую работу «Очерк растительности Севского уезда Орловской губернии», которая была издана в 1905 г. в Петербурге. Но события первой русской революции вновь подтолкнули Д.О. Святского к политической деятельности. Его несколько раз арестовывали по обвинению в хранении нелегальной литературы, в произнесении речи в поддержку вооружённого восстания в Москве, в организации крестьянского митинга в Елецком уезде. В общей сложности он провёл в тюрьме около двух с половиной лет, хотя тюремный режим строгостью не отличался (арестант мог читать, писать и даже заниматься научной работой). Впрочем, взгляды Д.О. Святского политическим радикализмом не отличались и были близки к меньшевизму.

Именно в это время определились два главных направления последующей научной деятельности Д.О. Святского. Первое из них — краеведение в широком смысле этого слова. Начав с изучения природы родных мест, молодой исследователь считал необходимым дальнейшее изучение Севска и Севского уезда с точки зрения истории, этнографии, экономики, культуры. Ещё с 1904 г. он стал членом Орловской архивной комиссии, где выступал со своими сообщениями. После освобождения из тюрьмы в сентябре 1907 г. Д.О. Святский за короткий срок обработал и систематизировал собранный им исторический материал, и уже на следующий год вышла из печати его книга «Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости», краткая оценка которой дана во введении к настоящей книге.

В этой связи представляется, что писавший о Д.О. Святском брянский историк А.М. Дубровский, ныне — профессор БГУ, при сравнении двух книг о Севске, написанных Г.М. Пясецким и Д.О. Святским, на наш взгляд, не совсем обоснованно отдаёт предпочтение последней из них, утверждая, что Святский «мобилизовал практически всё, что было возможно для реконструкции задуманной им исторической картины», что «автор привлёк более широкий круг источников, чем это сделал Пясецкий», и поэтому ему «удалось дать более разностороннюю картину развитию города и края».

Можно согласиться, что некоторые сюжеты в работе Д.О. Святского действительно более ярки и красочны, чем у Г.М. Пясецкого — потому что в них использованы легенды, предания, пословицы и другие подобные материалы, позволяющие «расцветить» повествование. Однако легендарное далеко не всегда оказывается близким к достоверному. Что касается критического отношения самого Д.О. Святского к более почтенному по возрасту и уже покойному Г.М. Пясецкому, то в нём проявилось, в первую очередь, желание доказать свою самостоятельность, а, во-вторых, различие мировоззрений: революционному демократу Д.О. Святскому были чужды православно-монархические (хотя вовсе не ретроградные) взгляды Г.М. Пясецкого, чьи труды были не «материалом к истории», как о них пренебрежительно отозвался Д.О. Святский, а, напротив, опирались на более солидную документальную базу, чем собственные работы его критика. Впрочем, молодости всегда свойственно не очень уважительно относиться к своим предшественникам.

Позже у молодого учёного были планы продолжить работу над историей Севска, но они остались не реализованными из-за других дел. В конце своего пребывания в Орловской тюрьме Д.О. Святский прочитал только что вышедшую книгу известного революционера-народовольца и учёного Н.А. Морозова «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса», в которой автор, будучи незаурядным мыслителем, писал о связи религиозного миросозерцания с космическими процессами, влиявшими в разные эпохи на земную жизнь человечества. Как признал сам Д.О. Святский, «влияние книги Морозова было для меня решающим в дальнейшем направлении моих научных работ в области астрономии».

В 1908 г. учёный покинул Севск и уехал в Петербург, где вскоре познакомился с Н.А. Морозовым и стал его последователем, начав активно заниматься историей астрономии и религиозных верований. Не прекращал он занятий и по сбору краеведческих материалов, обычно «наездами во время отпусков». В 1909 г., например, он был командирован Русским музеем в Севск для сбора этнографической коллекции. Результатом поездки стала работа «Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний», за которую Д.О. Святский получил малую серебряную медаль Русского этнографического общества.

Знакомство с крупнейшим знатоком русских летописей академиком А.А Шахматовым стимулировало Д.О. Святского к написанию ещё одной работы, которая при поддержке академика была опубликована в 1915 г. в «Известиях Академии наук» под названием «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения». В целом историко-астрономические работы Д.О. Святского были по своей тематике близки тому направлению русской научно-философской мысли конца XIX начала XX вв., которое позже получило названии «русского космизма». Виднейшими представителями его были выдающийся философ Н.Ф. Фёдоров, академик В.И. Вернадский, разработавший теорию «ноосферы», один из «отцов» научной космонавтики К.Э. Циолковский, основоположник гелиобиологии А.Л. Чижевский, поэт и философ А.А, Горский, один им основных популяризаторов учения Н.Ф. Фёдорова, и ряд других видных мыслителей.

В послереволюционное время, в 1920-е гг., Д.О. Святский стал одним из энтузиастов развернувшегося в стране движения краеведов. Он был избран в состав Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук, являлся учёным секретарём Ленинградского отделения этого бюро. Им печатались научно-популярные статьи по астрономии и метеорологии, составлялись методические рекомендации для краеведов, была написана и издана в 1926 г. книжка «Спутник краеведа-любителя природы». Активно работал он и в созданном в те годы Русском обществе любителей мироведения.

В последний раз Д.О. Святский приезжал в Севск, вероятнее всего, в конце июля — начале августа 1927 г. на похороны матери Александры Даниловны. Сохранилось его личное заявление, написанное в Севске 3 августа, о том, что он отказывается от причитающейся ему доли наследства в пользу сестёр, Инны Осиповны Семёновой и Глафиры Осиповны Сладкопевцевой, проживавших вместе с покойной матерью. Этим наследством являлся одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом с сараем и садом по улице К. Либкнехта, № 27. В заявлении указан и адрес, по которому проживал в это время Д.О. Святский : г. Ленинград, ул. Союза печатников, д. 25а, кв. 24.

В 1930 г., когда власти решили поставить научную деятельность под свой жёсткий контроль, было сфальсифицировано в числе прочих и «дело краеведов». Д.О. Святский был арестован и по абсурдному обвинению как участник монархического заговора осуждён. Оказался на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Осенью 1932 г. его досрочно освободили, но не надолго. В 1935 г. последовал новый арест и ссылка в Казахстан, где он и скончался в 1940 г.

error: Копирование запрещено!