q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:
 

От редактора

Городецкий М. Л. От редактора / Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. – М., 2007. С. 10-14

Городецкий М. Л. От редактора / Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. – М., 2007. С. 10-14

90 лет назад, в 1915 году в Известиях отделения русского языка и словесности императорской академии наук, а потом отдельным изданием вышла небольшая работа [1]. Ее автором был Даниил Осипович Святский (1881-1940) — страстный астроном-любитель и активист Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). Он не был историком, не имел и естественнонаучного образования, и, тем не менее, книге была уготована счастливая судьба — трудно найти сегодня серьезное исследование по русской хронологии и истории летописания, в котором не содержалось бы ссылок на авторитетные суждения Д.О. Святского. И это совершенно справедливо — большинство положений книги выдержало проверку временем, а по объему собранного материала книга до сих пор не имеет аналогов.

Инициатором и консультантом книги стал академик А.А. Шахматов, по инициативе которого Д.О. Святский и начал собирать и исследовать многочисленные сообщения летописей и других древнерусских источников о наблюдениях различных астрономических явлениях. Появление книги было бы вряд ли возможно без помощи выдающегося русского астронома, а тогда еще студента, человека фантастической работоспособности — Михаила Анатольевича Вильева, который всего через 4 года после этого умер от испанки, но успел написать всего за 7 лет активной деятельности более 120 статей по фундаментальной астрономии и истории науки.

Д.О. Святский и далее продолжал активно заниматься историей астрономии на Руси, неустанно занимался поисками новых известий о древних астрономических наблюдениях, но в 1930 году был арестован и отправлен на строительство Беломорканала по делу РОЛМ. В 1932 году Д.О. Святского освободили, но в 1935 году выслали в Алма-Ату. Трудом всей жизни он считал, законченную между репрессиями работу «Народная астрономия и космология в Древней Руси», которую удалось опубликовать лишь через много лет после его смерти по частям в выпусках сборника Историко-астрономические исследования за 1961-1965 под названием «Очерки истории астрономии Древней Руси» [2].

В 1949 г. А.Н. Высоцкий [3] опубликовал перевод собранных Д.О. Святским известий и частично его комментариев на английском языке, и, таким образом, книга стала известна и западным исследователям.

Какую пользу для исследователей истории Древней Руси могут дать сообщения о наблюдениях солнечных и лунных затмений, комет, метеорных потоков, солнечных пятен и полярных сияний и что могут дать эти описания для современной астрономии?

Многие астрономические явления, такие как появление известных комет, метеорных потоков, дневные наблюдение Венеры датируются с точностью до нескольких дней, другие, в первую очередь, солнечные и лунные затмения, при условии, что летописец сообщает достаточно данных, могут быть датированы абсолютно точно и обычно однозначно. Эта очевидная возможность абсолютной временной привязки привлекает историков в первую очередь и используется наиболее широко, поскольку позволяет уточнить датировки сопутствующих исторических событий и установить календарный стиль летописной статьи.

Условия наблюдения астрономических явлений зависят от географических координат места. Особенно сильно такая зависимость проявляется для солнечных затмений. Сравнение описания с астрономическим расчетом позволяет в некоторых случаях определить, из какого центра летописания может происходить данное известие. Проверка описаний небесных явлений, входящих в уникальные известия некоторых летописей с помощью астрономии позволяет сделать вывод о достоверности или сомнительности этих известий.

При описании солнечных и лунных затмений летописи часто сообщают время наблюдения в часах. Сравнение таких описаний с астрономическим расчетом позволяет установить систему счета времени в Древней Руси [4]. Сравнение указанных в летописях дат лунных затмений с расчетными помогает установить, когда на Руси начинали новый день. В русских летописях встречаются редкие указания на фазы луны и на «небесные» лунные месяцы, которые свидетельствуют о параллельном хождении официального юлианского и народного лунного календаря. Тщательный сбор и анализ таких свидетельств важен для реконструкции дохристианского лунного календаря Руси и позволяет в ряде случаев объяснить отдельные расхождения в летописных датах.

Интересна возможность, предоставляемая совокупностью похожих записей об одном и том же астрономическом явлении в разных летописях и списках. Текстологический анализ таких данных позволяет, как мне кажется, точнее восстановить генеалогию летописей. Преимущество таких описаний по сравнению с описанием рядовых событий состоит в том, что астрономия помогает установить, какое сообщение ближе к оригиналу, а какое является последующей редакцией. Например, весьма интересным выглядит сравнение астрономических описаний в I и II редакции «Истории Российской» Татищева с летописями. Здесь можно проследить те же тенденции, которые отмечались многими исследователями. Так, осовременивание языка летописей во второй редакции часто приводило к заметному искажению текста известий и утрате заложенного в них летописцем смысла. Во второй редакции содержатся также два сомнительных уникальных астрономических известия, не имеющие параллелей в летописях (столпы в 6420 г. и комета в 6608 г.).

Исследование древних астрономических наблюдений может быть полезно и для современной астрономии [5]. Особенный интерес в наше время вызывают древние и средневековые описания лунных и солнечных затмений [6]. На основании изучения аккуратных записей о затмениях исследуются тонкие эффекты вращения Земли и Луны в последние 3 тысячелетия. Приливные силы, а также различные процессы в атмосфере, океанах, ядре и коре Земли приводят к тому, что ее вращение не только очень медленно тормозится, но и испытывает малые флуктуации. Исследование описаний затмений позволяет эти явления обнаружить. Особенный интерес представляют описания полных солнечных затмений, поскольку они наблюдаются в очень узкой полосе. При этом самые общие описания позволяют получить очень точную астрономическую информацию. Так, только два полных затмения наблюдавшихся на Руси 11 августа 1124 года и 4 сентября 1187 года позволяют зафиксировать значение поправки для XII века с точностью около трех минут. При этом первое затмение ускользнуло от внимания зарубежных исследователей. Записи о наблюдении комет, особенно наблюдения кометы Галлея, позволяют проверить современные теории их движения. Сообщения о наблюдениях солнечных пятен и полярных сияний в древности позволяют получить информацию о циклах солнечной активности ранее того времени, когда начались систематические научные наблюдения.

В связи со сказанным, подготовка переиздания двух основных работ Д.О.Святского показалось мне вполне своевременной. Однако чтобы такое издание было действительно актуальным, потребовались многочисленные комментарии и дополнения к первой книге «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения», которая носит справочный характер. «Очерки истории астрономии Древней Руси» печатаются без изменений по изданию в «Историко-астрономических исследованиях» в 1961-1969 гг.

За прошедшее время было опубликовано много новых летописей, в которых наряду с вариантами известных Д.О. Святскому описаний встречаются уникальные известия. Кроме того, выяснилось, что Д.О. Святским охвачены далеко не все описания и в известных ему летописях. В связи с этим было принято решение заново просмотреть все летописи, изданные в серии «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ) и другие публикации летописных источников за прошедшие годы. Эта работа привела к существенному пополнению базы астрономических известий. Если в книге Д.О. Святского насчитывается около 400 цитат и ссылок на известия, то в новом «Каталоге астрономических известий в русских летописях» их почти в три раза больше. Эти известия отражены в комментариях к тексту и, кроме того, в полном виде Каталог публикуется в конце книги. Это, надеюсь, поможет последующим исследователям в их работе. Несмотря на такое существенное пополнение основной базы астрономических известий, число новых астрономических явлений, не отмеченных Д.О. Святским, возросло незначительно, что неудивительно, поскольку большинство известий в разных летописях дублируется. Так, число описанных солнечных затмений возросло с 49 до 64, лунных затмений — с 39 до 54, комет — с 34 до 51, метеоров и метеорных потоков — с 23 до 26. Наиболее сильно увеличилось число описаний полярных сияний — с 21 до 54. При этом можно отметить, что большинство новых идентификаций являются все же менее определенными, чем те на которые указал Д.О. Святский. Новые описания вставлены в текст в виде подзаголовков в квадратных скобках и раскрываются в примечаниях.

За прошедшие годы существенно развились методы астрономических расчетов и появились существенно облегчающие такие расчеты компьютеры. Это, в первую очередь касается теории солнечных затмений. В связи с этим для переиздания мной был составлен новый канон солнечных затмений Древней Руси, удобный для использования неспециалистами. Рассчитан и новый, более удобный канон лунных затмений. Существенное развитие получила теория движения комет. Были обнаружены новые долгопериодические кометы, неизвестные во время Д.О. Святского, например, в русских летописях под 1366 г. зафиксирована комета Темпелля-Таттля. Были точно рассчитаны орбиты многих непериодических комет на основании подробных описаний в китайских, корейских, японских и европейских хрониках. Были опубликованы существенно более полные и точные каталоги наблюдений комет и метеоров в восточноазиатских и европейских хрониках, появились подробные каталоги наблюдений солнечных пятен и полярных сияний. Сравнение этих наблюдений с сообщениями в русских летописях позволяет в ряде случаев провести более успешную идентификацию явлений.

Кроме того, за прошедшие годы появился ряд важных для обсуждаемых вопросов публикаций по русской хронологии и истории русского летописания.

Наконец, несмотря на в целом высокое качество исследования Д.О. Святского в книге обнаружено некоторое количество ошибок, опечаток и неверных или устаревших суждений. Все эти моменты нашли отражение в комментариях.

Книга 1915 года была написана в старой орфографии. Вместе с изменением орфографии основного текста пришлось пойти и на нормализацию орфографии в цитатах из летописей: буквы ³, h заменяются на «и» и «е», ú сохраняется только в середине слова. В той же орфографии приводятся цитаты в примечаниях, взятые из ранних томов ПСРЛ, изданных лингвистически (редко встречающиеся другие буквы f, j, «, <, w, v и др. также заменяются на соответствующие им современные, слова, написанные под титлами раскрываются, славянские цифры заменяются арабскими). Это решение связано с тем, что, к сожалению, и сегодня не существует единых правил воспроизведения текста летописей, и в отдельных томах ПСРЛ можно найти весь спектр различных написаний, накладываемых на различия в орфографии самих летописей. Такой разнобой способов передачи похожего текста при множественном цитировании из различных летописей мог бы стать лишь дополнительным затруднением для читателя. В качестве примера можно отметить 10 видов написания слова «копейным» (См. Гл. 3, прим, к описанию кометы 912 г.) в разных летописях и списках. Кроме того, при сличении с летописями выяснилось, что и сам Д.О. Святский не стремился к побуквенной передаче, следуя часто правилам орфографии начала XX века. Отказ от буквальной передачи орфографии летописей компенсируется в этом издании «Каталогом астрономических известий в русских летописях», в котором выписки приведены в том виде, как они даны в ПСРЛ с сохранением ³, h и конечного ú, но с заменой редко встречающихся букв. Отдельным источником известий считались летописи и важнейшие списки, опубликованные в виде отдельных изданий. Варианты в других списках, указанные в примечаниях ПСРЛ рассматривались только при наличии смысловых расхождений. Для экономии места в ссылках указываются только мнемонические в основном двухбуквенные сокращения названий летописей и основных списков (их расшифровка приводится в конце книги) без указания издания и страниц. Полную ссылку можно восстановить, обратившись к Каталогу в конце книги.

Специально для этого издания биографический очерк о Данииле Святском написал выдающийся историк астрономии В.А.Бронштэн. К прискорбию, эта статья стала последней работой Виталия Александровича.

Я благодарен Р.А.Симонову и А.В.Журавелю и за ценные критические замечания и постоянный интерес к работе.

Хочется надеяться, что книга окажется полезной для специалистов по русскому летописанию и исследователей истории развития точных знаний на Руси, а также будет интересна многим интересующимся историей и астрономией.

М Л. Городецкий

 

[1] Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения // ИОРЯС. Т. 20, кн. 1-2. — Пг., 1915. С. 1-214.
[2] Святский Д.О. Очерки истории астрономии Древней Руси // Историко-астрономические исследования. — М.: «Наука». Вып. VII, 1961. С. 71; Вып. VIII, 1962. С. 9; Вып. IX, 1966. С. 9.
[3] Vyssotsky А.N. Astronomical records in the russian chronicles from 1000 to 1600A.D. (as collected by D.O.Svyatsky) // Meddelanden fran Lunds Astron. Obs. Ser. II, 1949, 126, #22.
[4] Симонов PA. Календарное время в древнерусской космологии // Древнерусски космология. — СПб.: «Алетейя», 2004; Журавель А.В. Суточный счет в средневековой Руси // Сборник РИО № 9 (157). — М.: «Русская панорама», 2003. С. 254.
[5]  Stephenson F.R. and Clark D.H. Applications of Early Astronomical Records. — Bristol, 1978.
[6] Newton R.R. The Moon’s Acceleration and its Physical Origins (I. As deduced from Solar Eclipses). — London, 1979; Stephenson F.R. Historical Eclipses and Earth’s Rotation. — Cambridge, 1997.

error: Копирование запрещено!