q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

На Новороссийском смотре – так уж получилось – в нескольких спектаклях появляются персонажи, страдающих той или иной формой психического недуга. Это Женщина в «Рядовых», сельский дурачок Бежан в спектакле Адыгейского театра «Если б небо было зеркалом» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе, только что упоминавшийся «вечный солдат» Мотя и, наконец, один из героев пьесы Ю. Визбора «Березовая ветка» — Иван Адамович Короткевич, начисто потерявший память и находящийся на излечении в психиатрической клинике. Случайное совпадение есть случайное совпадение, хотя нельзя и не заметить, что для решения темы памяти о войне есть и другие помимо беспамятства источники.

Фигура Бежана (не от войны, кстати, пострадавшего), интересная и важная в повести Н. Думбадзе «Я вижу солнце» и в адыгейском спектакле, разумеется, никаких опасений не вызывает. Отдадим должное и автору пьесы «Березовая ветка»: медицинский мотив занимает в сюжете отведенное ему место и не предполагает (точнее, почти не предполагает) каких-либо натуралистически подробных сцен. Пьеса «Березовая ветка» печаталась в журнале «Театр», о ней шла речь и в упоминавшейся уже статье У. Щербакова, в частности, написавшего: «Я не представляю себе, как ставить пьесу Визбора с ее огромными монологами, в которой герой объясняет, комментирует происходящее и себя самого. Но я бы очень хотел, чтобы нашелся режиссер, который придумал бы их сценическое решение. Ибо в монологах этих — вся суть «Березовой Ветки».

Режиссер нашелся. Это В. Воронцов, поставивший пьесу Ю. Визбора в Брянском драматическом театре. Правда, монологи врача Рема Кондакова вошли в спектакль лишь частично, в усеченном виде. И он тут, собственно, перестал быть главным героем, отступил на второй план действия. Детективная линия пьесы также представлена в постановке В. Воронцова достаточно скромно. Равно как и линия несложившейся личной жизни Кондакова. И не эпизоды с психодрамой, применявшейся в процессе лечения Короткевича, завладели вниманием зала. Жизнь больницы, ее будни, реальные заботы и проблемы работающих здесь людей – вот что воплощено театром наиболее убедительно и достоверно. И победа Короткевича надо своим тяжким недугом, возвращение его к нормальной жизни – это и сыграно артистом В. Мацапурой не без вдохновения и воспринятого зрителями с сочувствием и пониманием. Спектакль «Березовая ветка», в оформлении которого, кстати, тоже нашел себе место «органный» мотив, не прибавил новых знаний о войне, но и не убавил, к счастью, интереса к ней. И еще в нем органично сошлись прошлое и настоящее, без чего сегодняшние рассказы о минувшей войне уже, наверное, возможны.

Зырянов В.

Театр. 1985. №10. С. 78-79