q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

По решению Министерства культуры СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с апреля 1983 года по февраль 1984 проводится первый Всесоюзный смотр-конкурс дискотек, который призван способствовать дальнейшему повышению идейно-художественного уровня дискотек, их роли в коммунистическом воспитании и организации содержательного досуга молодежи. В области закончились первый и второй туры смотра-конкурса. Аттестационная комиссия просмотрела 28 дискотек, 54 тематические и развлекательные программы, 10 лучших станут участниками заключительного показа в Брянске.

Публикуемые ниже заметки навеяны впечатлениями от просмотренных программ.

Первые дискотеки в нашей области появились сравнительно недавно — пять-шесть лет назад, вначале в вузах Брянска, а потом и во Дворцах и Домах культуры. Популярность их росла быстро, но так же быстро стала и убывать. Все чаще раздавались голоса о необходимости поиска новых форм организации досуга.

Возникает вопрос: почему же падает интерес к дискотеке? Не секрет, что сегодня в основном ее посещают 16—17-летние юноши и девушки. Процент двадцатилетних и старше заметно поубавился. Размышляя над просмотренными программами, анализируя увиденные непосредственно на вечерах, приходишь к выводу: причине — в низком уровне дискотек. На вечерах редко познакомишься с тематической программой, ее вытеснила развлекательная. Руководители учреждений, на базе которых работают дискотеки, больше беспокоятся о доходах, нежели о художественном уровне программ, об их идейной направленности.

Серьезную тревогу вызывает репертуар. В ряде случаев он состоит преимущественно из модной коммерческой западной музыки. Комментарий диск-жокея сводится лишь к названию произведения и группы, его исполняющей. Одним словом, не дискотека, а «танцульки» под магнито-запись.

Проверки на местах показывают, что часто программы дискотек никем не утверждаются, тексты ведущих не рассматриваются на художественных советах, не консультируются специалистами. В большинстве случаев тексты вообще не записаны и представляют собой импровизации, не выдерживающие никакой критики.

Понятно, что такие программы не только не выполняют воспитательных задач, но и приносят определенный вред эстетическому воспитанию, извращают музыкальные вкусы молодежи. И ответственны за это в первую очередь отделы культуры, директора Дворцов и Домов культуры, парков культуры и отдыха, руководители других учреждений, допускающие работу дискотек, не зарегистрированных управлением культуры. Это недопустимо, и такие руководители должны нести персональную ответственность.

У нас в области есть дискотеки, любимые молодежью, где работа организована интересно, с творческой выдумкой. Это «Парадоксы» ДК им. Медведева (рук. В. Рустамов), «Звуки времени» ДК им. Гагарина (рук. Л. Линков), «Эксперимент» ДК «Строитель» (рук. Г. Альшиц). Творческое содружество трех этих коллективов — интересное явление в дискотечном движении и, мне думается, одни из путей повышения идейно-художественного уровня программ. На смотре они показали развлекательную программу «Волшебник-недоучка». Остроумный, увлекательный сюжет, добрый юмор, хорошо подобранный музыкальный ряд, основанный на советской эстрадной музыке, удачное режиссерское решение — все это находит живой отклик у посетителей танцзала.

Можно назвать развлекательные программы других коллективов, сделанные на хорошем уровне. Но их, к сожалению, мало. Половина из просмотренных малоинтересны или не интересны совсем. Ведущие не умеют общаться с аудиторией да и не пытаются это делать, видеоряд подбирается из случайных слайдов, часто не соответствующих ни музыкальному ряду, ни комментарию. Музыка, как правило, западная, притом не лучших образцов. И все это  обрушивается на еще не сформировавшееся сознание 15-16-летних юношей и девушек, не умеющих самостоятельно отличить истинные художественные ценности от ложных.

Заставляют серьезно задуматься просмотренные тематические программы. Невольно возникает вопрос: не зашла ли тематическая дискотека в тупик? Ни в содержании, ни в поисках выразительных средств она ни на шаг не продвинулась вперед в сравнении с тем временем, когда только еще зарождалась. Зато обросла штампами и стала даже примитивнее. Уже мало кого беспокоит общение с залом, вовлечение его в действие, в сопереживание. Зал превратился в пассивного потребителя. А ведущий в некоторых дискотеках стал «вещать» из-за экрана или усевшись за журнальный столик, уткнувшись в текст. Нужно ли такое «зрелище» кому-либо?

Но самые серьезные претензии к содержанию программ. Комиссия, просматривавшая дискотеки, пришла к выводу, что из 28 тематических программ только 10 имеют право на жизнь. Лучшая из них — «Мы!» («Эксперимент» ДК «Строитель»), Актуальная тема, посвященная молодежи, борьбе за мир, раскрывается доходчиво и убедительно. Здесь в единое целое слились все компоненты:   музыка, видеоряд, текст.

В большей или меньшей степени удачно решены программы «Кто, если не ты?» («Парадоксы» ДК им. Медведева), «До свидания, мальчики!» («Бриз» Карачевского РДК), «Мир глазами Питера Брейгеля» («Панорама» ВКТИстройдормаша), «Обыкновенный случай в мире насилия» («Голубая волна» ДК Жуковского велозавода), «Истоки» («Звуки времени» ДК мм. Гагарина).

А что же остальные две трети тематических программ? К сожалению, все они потерпели неудачу. Несколько примеров. Дискотека Комаричского РДК заявила о своей программе «Бунт в зеркале рока», что расскажет об истории рок музыки. Однако вместо этого выдала информацию сомнительного свойства о некоторых западных ансамблях без каких-либо оценок, анализа. Причем смешали все вместе — и ансамбли прогрессивного направления и им противоположные. О поп-идолах на Западе хотела поведать дискотека ДК им. Ленина «Диско», а вместо этого пропела панегирик Леннону и группе «Биттлз». То же и в программе «Путь в одиночестве» дискотеки ДК поселка Бежичи. «Истоки современной танцевальной музыки» — называлась программа дискотеки клуба стальзавода «Квазары». Но ни о каких истоках не было и речи. Вместо этого попытка рассказать о джазе, о негритянской музыке. Но она оказалась неудачной, поскольку ведущий имеет о джазе очень смутное представление. Примеры можно продолжить. Дискотеки Стародубского, Навлинского и Клетнянского РДК, клуба поселке Бордовичи, ДК Чернятинского стекольного завода, ДК им. Калинина Новозыбкова и некоторые другие не смогли раскрыть темы свои программ.

Беда не только в том, что руководители дискотек плохо владеют тем или иным материалом. Тревожит, что общий образовательный уровень дискжокеев невысок. 70 процентов руководителей имеют высшее и среднее специальное обоазование, 15 — среднее. Серьезной музыкальной подготовки не имеет никто, лишь немногие учились в детских музыкальных школах. Совсем не случайно, что из 28 человек 14 не аттестованы и им запрещено работать в дискотеках.

Каким же должен быть руководитель дискотеки? Ведь он пишет сценарий, формирует программу, ставит и ведет ее, руководит творческим коллективом. Конечно же, человеком высокой эрудиции, владеющим искусством общения, основами режиссуры, педагогики, чувствующим свою ответственность. Необходимо серьезнее подходить к подбору руководителей дискотек, каждую кандидатуру просматривать на областной аттестационной комиссии, которая, думается, должна быть постоянно действующей. И, конечно же, нужно организовать учебу, повышение квалификации дискжокеев. Опыт у нас есть.

Но дело не только в дискжокее. Один он не может выполнить большую работу по подготовке и прокату новых программ. Правильно поступают там, где создают творческие группы. Опыт показывает, что целесообразно иметь авторскую, техническую и исполнительскую. Необходимы каждой дискотеке и свои музыкальные консультанты. Ими могут стать преподаватели музучилища и детских музыкальных школ, музыковеды областной филармонии. Если подмять идейно-художественный уровень программ, они станут мощным средством пропаганды лучших образцов музыкального искусства среди молодежи. Мне кажется, целесообразно делать программы развлекательно-познавательными и строить их блоками, чередуя в течение вечера.

 

В. ГРУЗДОВ, директор научно-методического центра народного творчества и кульпросветработы.

 

Брянский рабочий. – 1984. – 18 янв.


error: Копирование запрещено!