q
Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях:

КОНКРЕТНОСТЬ И СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Организации ДОСААФ Брянской области выступили с патриотическим почином и обратились ко всем организациям оборонного Общества с призывом активно включиться в социалистическое соревнование в 1985 году под девизом «Ознаменуем 40-летие Великой Победы, XXVII съезд КПСС высокими показателями в оборонно-массовой работе».

Наш корреспондент побывал в брянской областной объединенной технической школе ДОСААФ и попросил ее начальника Егора Денисовича ТРОНИНА поделиться на страницах журнала опытом организации социалистического соревнования.

Слова о мобилизующей роли соцсоревнования для нас не просто лозунг, за ними коллектив школы видит конкретное содержание. Это повышение качества подготовки курсантов в самом широком смысле, освоения ими современной военной техники и оружия. В самой сути соревнования заложено движение вперед, достижение новых рубежей. Поэтому и методы организации его не могут оставаться неизменными. Они должны совершенствоваться в соответствии с требованиями подготовки будущего воина.

Коллектив школы, как и многие организации ДОСААФ области, принял ответственные обязательства по всем основным направлениям деятельности. Мы здесь остановимся на разделе, касающемся важнейшей нашей задачи — обучения грамотного пополнения для Вооруженных Сил. И начнем с внедрения в учебный процесс обстановки состязательности — в этом руководящий и преподавательский состав школы, партийная организация видят одно из важных условий повышения эффективности соцсоревнования в целом.

Вряд ли следует подробно говорить обо всех аспектах обеспечения этого условия — ведь в каждой организации свои специфические возможности. Но вот пример. Добиваясь углубленного изучения систем двигателя и их эксплуатации, мы начинали с простого: периодически перед выездом на практическое вождение стали проводить соревнование между курсантами на выявление неисправностей систем двигателя. Причем они устраняли неисправности не на макетах, а на тех машинах, которые им предстояло водить.

Каждому обязательно выставляли оценку, мастера производственного обучения вождению сравнивали результаты. Здесь сразу проверялась прочность приобретенных курсантами знаний, каждый был на виду. В людях заговорила гордость, появилось стремление быть первым. Но ведь из оценки каждого складываются показатели отделения, учебной группы. Кому захочется подводить коллектив, тянуть его назад? Бывает, появляется и зависть, а это ведет к обмену мнениями, вызывает стремление найти ответ на трудный вопрос, а если надо — посоветоваться.

Принцип состязательности мы стараемся внедрить в обучение по каждому предмету. Наши товарищи много думали над тем, как добиться объективности в оценке успеваемости той или иной группы. Ведь каждому преподавателю, каждому мастеру свойствен в какой-то мере свой, индивидуальный подход. И, как ни старайся установить общие методические требования, элемент субъективности все же не исключен.

У нас созданы предметные комиссии, которые в конце месяца проводят выборочный опрос определенного числа курсантов в каждой группе, на основании которого выводится общая оценка и в соответствии с разработанной шкалой начисляется балл. Поэтому каждый месяц обучения, каждое проверочное занятие позволяют довольно точно определить, насколько группа продвинулась вперед, к итоговому экзамену.

Естественно, этим оценка месячной работы учебной группы не ограничивается. В перечень показателей входят состояние политико-воспитательной работы, посещаемость занятий, дисциплина. Все они оцениваются по установленной шкале баллов комиссиями. Сведенные вместе, эти показатели дают ясное представление о достижениях и недостатках каждой группы в ходе учебы за месяц. Приказом по школе объявляются победители социалистического соревнования. Ежемесячный разбор итогов на общем собрании придает соревнованию гласность, помогает оперативно использовать опыт правофланговых.

Если на общем собрании курсанты видят место своей группы в общем строю школы, то такой разбор, проводимый в каждой группе, определяет место отделения и каждого курсанта 8 отдельности. Таблицу результатов соревнования в группе за месяц у нас можно увидеть в каждом закрепленном за ней классе.

Гласность и сравнимость результатов, объективность их оценки побуждают стремиться к достижению более высоких результатов, а руководству школы вовремя выявить и проанализировать упущения в ходе работы, принять меры к исправлению положения.

Следует отметить заместителя начальника школы по учебно-воспитательной работе Д. Оськина, которому принадлежит заслуга в организации четкого и объективного контроля за выполнением обязательств. Стабильно высоких показателей добиваются курсанты, которых обучают преподаватель В. Бондарь, старшие мастера В. Петрухин и В. Лукашин, мастер С. Андрейчиков, С. Грабовский и другие.

Соревнуются между собой и преподаватели, мастера производственного обучения. Главный показатель у них конечный результат — оценка группы. Но есть и другие, — прежде всего оборудование классов и в связи с ним рационализаторская работа, содержание оборудования, совершенствование профессионального и педагогического мастерства. Могу с уверенностью сказать, что,если у нас есть определенные достижения в укреплении материально-технической базы, в методике обучения, мы здесь во многом обязаны социалистическому соревнованию.

Рационализаторы школы, которыми руководит заместитель начальника по учебно-производственной работе В. Крысин, практически обновили своими руками всю учебную базу, вовлекая в рационализаторскую работу курсантов. Изготовили почти все учебное оборудование в классах и лабораториях. Эта работа входит одним из пунктов в социалистические обязательства. За последние три-четыре года преподаватель В. Сибирко разработал и внедрил 36 рацпредложений, его коллега А. Семерин — 28, а старшие мастера Н. Степанов — 28, Л. Курстак — 34. При этом мы не ставим перед собой задачу просто заполнить аудитории техническими средствами обучения. Долгосрочное планирование помогает правильно нацелить коллектив на разумную разработку ТСО и оптимальное их применение.

Система подведения итогов, формы гласности, наглядности постоянно совершенствуются, ее показатели конкретизируются. Ход социалистического соревнования постоянно в центре внимания партийной организации школы, уделяющей этому участку работы неослабное внимание.

Наверное, пришла пора подкрепить все сказанное итоговыми показателями. Возьмем последний выпуск. 98,4% курсантов сдали экзамены в ГАИ с первого раза. 58,9% сдали выпускные экзамены на «отлично» и 40% на «хорошо». 73 выпускника школы награждены нагрудным знаком «За отличную учебу». За время пребывания в школе сотни курсантов выполнили нормы спортивного комплекса и разрядов, а 1 7 из них — нормы 1-го разряда и кандидата в мастера спорта.

Взяв высокие обязательства к 40-летию славной Победы советского народа в Великой Отечественной войне, коллектив брянской объединенной технической школы стремится с честью их выполнить.

За рулем. – 1985. — №3. С. 5